Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Атмосфера: строение, значение, изучение - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать представление о строении, значении атмосферы и способах ее изучения; познакомить с понятиями «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «озоновый слой», «ионосфера», «термосфера», «верхние слои атмосферы»; развивать умение работать с учебником.
Оборудование: таблица «Строение атмосферы», кинофильм «Атмосфера», атласы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
План
1. Значение атмосферы.
2. Состав атмосферы.
3. Строение атмосферы.
(Во время рассказа учителя ученики делают краткую запись.) Мы с вами живем на дне океана. Не удивляйтесь, наш океан воздушный — это атмосфера.
Сегодня мы узнаем, какое значение имеет атмосфера для нас с вами и для всего живого на Земле. Познакомимся со строением атмосферы и методами ее изучения.
Земля имеет воздушную оболочку, которая вращается вместе с ней.
Толщина атмосферы примерно 3 тыс. км. Нижняя граница атмосферы — поверхность Земли, а верхняя граница отсутствует — она постепенно переходит в космическое пространство.
На Луне нет атмосферы, поэтому она подвергается мощной бомбардировке метеоритами. Атмосфера — броня Земли, она защищает нашу планету от падающих метеорных тел, и только небольшая часть их — метеориты — не успевает полностью сгорать в атмосфере и падает на Землю. В августе вы могли видеть, как падают звезды. Это небольшие космические пылинки сгорают в атмосфере Земли. Когда космонавты возвращаются на Землю, то за иллюминатором спускаемого аппарата видно пламя — так спускаемый аппарат проходит через плотные слои атмосферы.
Атмосфера защищает поверхность Земли от сильного нагрева солнечными лучами днем и от переохлаждения — ночью. Поверхность Луны днем разогревается до +100...+170 °С, ночью на Луне лютый холод (—200 °С). Атмосфера играет роль земного одеяла.
Без воздуха атмосферы невозможна жизнь на Земле. Человек может прожить без воздуха около 1 мин.
На высоте 20 км находится слой газа озона, который защищает Землю от жестких ультрафиолетовых лучей.
Вывод. Без атмосферы Земля имела бы совершенно другой вид. Жизнь на Земле была бы невозможна.
Ученые выделяют в атмосфере четыре слоя.
1. Мы с вами находимся в нижнем слое атмосферы — тропосфере (таблица и рис. 67 на с. 106).
В этом слое находится 80% воздуха. В тропосфере образуются облака, идет дождь, дует ветер, летают самолеты, изменяется погода. В тропосфере температура понижается при подъеме на 1 км на 6 °С. Максимальная толщина тропосферы над экватором — 18 км, наименьшая — над полярными широтами — 8—10 км.
2. Над тропосферой находится стратосфера. Воздуха в стратосфере содержится меньше, чем в тропосфере. Температура воздуха сначала понижается, а с высоты 20—30 км повышается. На этой высоте находится слой озона, который поглощает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи Солнца. Если бы весь озон собрать у поверхности Земли, то его толщина была бы всего 0,25 см.
Верхняя граница стратосферы — 50 км.
Над стратосферой находятся верхние слои атмосферы: мезосфера, термосфера и экзосфера. Воздуха здесь очень мало, а у верхней границы в составе атмосферы много водорода.
3. Экзосфера — разреженное пространство выше 400 км. Здесь наблюдаются самые высокие полярные сияния.
4. Ионосфера — область заряженных частиц (ионов и электронов), состоит из мезосферы и термосферы. Короткие радиоволны отражаются от ионосферы.
В мезосфере сгорают метеорные тела.
Атмосфера состоит из воздуха. Воздух — это смесь газов, 78% которой составляет азот, 21 % — кислород, и 1 % приходится на все остальные газы.
— Вспомните, какими свойствами обладает воздух. (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, поддерживает горение, невидим.)
— Какое свойство воздуха используется в камерах автомобильных колес, мячах, духовых ружьях? (Воздух сжимаем и упруг.)
— Какой цвет имеет небо? (Небо голубое.)
— Почему? (В толще цвет воздуха голубой.)
— Какого цвета небо на Луне? в космосе? (Космонавты видят небо черного цвета.)
— Прочитайте п. 5 на с. 107. Составьте план текста. Запишите приборы, методы исследования атмосферы. Приготовьтесь рассказать по плану об исследовании воздушной оболочки Земли.
III. Закрепление нового материала
1. Работа в парах
Учащиеся повторяют изученный материал в течение 2—3 мин, после чего рассказывают своему соседу по парте.
Вариант 1: состав и строение атмосферы.
Вариант 2: значение и изучение атмосферы.
2. Решение задач
1. Самолет летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +20 °С?
(Эта задача решается вместе с учителем.)
— На сколько градусов понижается температура с высотой? (На каждый километр подъема температура понижается на 6 °С.)
— Какова разница в температуре воздуха, если температура у поверхности 0 °С? (6 °С х 9 км = 54 °С.)
— Какой знак ставим перед значением температуры? (Температура отрицательная, ставим минус.)
Но у поверхности Земли температура не 0 °С, а +20 °С. -54 °С + + 20 °С = -34 °С.
2. На воздушном шаре поднимаются два воздухоплавателя. На какой высоте вода в канистре превратится в лед, если температура у поверхности Земли +12 °С? (На высоте 2 км температура будет равна 0 °С, и при дальнейшем подъеме вода замерзнет.)
3. Самолет летит на высоте 7 км, температура за бортом —20 °С. Самолет собирается идти на посадку. Какова температура в районе аэродрома? (Температура равна +22 °С.)
4. На какую высоту поднялся самолет, если температура у поверхности Земли +24 °С, а температура за бортом самолета —30 °С? (9 км.)
5. Какова высота горы, если у ее подножия температура воздуха +32 °С, атемпература на вершине —10 °С? (7км.)
6. Воспользовавшись данными карты атласа о высоте гор, определите температуру воздуха на вершинах:
1) Джомолунгмы (у подножия — +24 °С) (- 30 °С);
2) Аконкагуа (у подножия — +16 °С) (—26 °С);
3) Эльбруса (у подножия — +18 °С) (—15 °С).
Домашнее задание
§ 35.
На выбор:
1. Составить и решить три задачи на определение температуры воздуха.
2. Ответить на вопросы 3, 4, 5 к параграфу.