Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Температура воздуха - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать знания о зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; научить определять средние суточные, месячные и годовые температуры воздуха, амплитуду температур; закрепить умение определять температуру по термометру.
Оборудование: модели термометров.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Решение задач
Два человека работают у доски — показывают решение своих задач.
2. Работа в парах
Отвечают ученики, которые выполняли устные задания к параграфу.
Вариант 1: как уменьшить загрязнение воздуха в городе?
Вариант 2: способы изучения атмосферы.
В это время учитель проверяет тетради у учеников, которые выполнили задание в письменной форме.
III. Изучение нового материала
Откройте учебник на с. 108 и ответьте на вопросы перед § 36.
— Что является источником тепла и света на Земле? (Солнце.)
— Почему происходит смена дня и ночи? (Из-за суточного вращения Земли вокруг своей оси.)
— Вспомните летние каникулы. Вы на пляже. День. Одинаково ли нагреты песок и вода? (Нет, песок горячий, обжигает подошву, мы быстро бежим к воде, вода прохладная.)
— А сейчас представьте: вы пришли на пляж вечером. Что изменилось? (Вода вечером теплее, чем днем, а песок на пляже уже прохладный.)
— Сделайте вывод о нагреве суши и воды. (Вода и суша нагреваются неравномерно. Суша нагревается быстро, а вода медленно.)
— Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает: подоконник или стекло? (Нагревается подоконник, а стекло холодное.)
(Если есть такая возможность, можно проверить это утверждение в кабинете.)
— Сделайте вывод. Какие предметы нагреваются солнечными лучами? (Нагреваются непрозрачные предметы, а через прозрачные лучи проходят, не нагревая их.)
— От чего нагревается воздух на Земле? (Солнце нагревает поверхность Земли, а от нее нагревается воздух.)
— Почему на берегу водоема не жарко? (Над прохладной водой воздух тоже прохладный.)
— Почему с увеличением расстояния от поверхности Земли понижается температура воздуха?
Выводы
1. Суша и вода нагреваются и остывают неравномерно: суша — быстро, а вода — медленно.
2. Воздух нагревается от нагретой поверхности Земли.
3. Температура воздуха над сушей и морем всегда разная.
Прочитайте п. 2 на с. 108.
— С помощью какого прибора измеряется температура воздуха?
— Как правильно устанавливать термометр?
— У кого дома термометр установлен на восточной стороне?
— Когда ваш термометр показывает правильную температуру воздуха? (Вечером, когда на него не падают солнечные лучи.)
— На какой стороне дома нужно устанавливать термометр? (На северной, где всегда тень.)
А теперь вспомните, когда в течение суток температура наиболее высокая, а когда — самая низкая.
Утром всегда прохладно. Земная поверхность еще не успела нагреться. К полудню становится тепло и даже жарко, воздух нагревается от поверхности Земли. После полудня воздух прогревается еще сильнее. Вечером становится прохладнее, земная поверхность охлаждается. Ночью холодно, а под утро поверхность Земли остывает сильнее всего.
— От чего зависят колебания температуры в течение суток?
— Рассмотрите рис. 69 на с. 109. Ответьте на вопрос к рисунку. (Сильнее нагрета первая площадка. Солнечный луч падает на меньшую площадь, значит, на каждый квадратный сантиметр площади приходится больше солнечной энергии.)
— Почему загорать в полдень опасно? (Можно получить ожоги, в полдень солнце сильнее нагревает поверхность Земли и загорающих людей.)
— В какое время суток Земля получает энергию от третьего луча? (Ближе к вечеру или утром.)
Вывод. Чем выше солнце над горизонтом, тем более отвесно падают лучи на поверхность Земли и тем сильнее она нагревается.
— А бывает так, что днем температура воздуха ниже, чем ночью? (Да.)
Нарушают правило нагрева земной поверхности воздушные массы, которые приносят ветры с Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Зимой воздух над Атлантическим океаном теплее, чем над сушей. А с Северного Ледовитого океана приходит всегда холодный воздух.
Разница между самой высокой и самой низкой температурами воздуха называется амплитудой температуры воздуха.
— Обратимся к рис. 70 на с. 110. Прочитайте показания первой пары термометров и назовите амплитуду температур.
— Почему самая низкая температура наблюдалась в 6 ч, а самая высокая — в 14 ч? (Самая низкая температура наблюдается перед восходом солнца, за ночь поверхность Земли остывает. Самая высокая температура бывает после полудня, т. к. воздух нагревается от нагретой поверхности Земли.)
— Определите суточную амплитуду температуры воздуха по показаниям третьей пары термометров. (А = 18 °С.)
Как же наблюдатели определяют среднюю суточную температуру воздуха?
Пример 1
-1 °С (6 ч);
+2 °С (9 ч);
+5 °С (12 ч);
+8 °С (15 ч);
+6 °С (18 ч);
+1 °С (21 ч);
-2 °С (0 ч);
-3 °С (3 ч).
Находим сумму положительных температур, она равна +22 °С.
Находим сумму отрицательных температур: —6 °С.
Из большей суммы вычитаем меньшую: 22 — 6 = +16 °С.
Делим разность на количество замеров и у полученного числа ставим знак делимого: +16 °С : 8 = +2 °С.
Средняя суточная температура воздуха +2 °С.
Пример 2
+10 °С (1 ч);
+14 °С (7 ч);
+20 °С (13 ч);
+15 °С (19 ч).
Если все температуры имеют одинаковый знак, то находим сумму температур, делим на количество замеров и у частного ставим знак.
Сумма равна +59 °С; 59 °С : 4 = +15 °С.
— Выполните задание 3 на с. 111. Постройте график суточного хода температуры воздуха.
(Желательно это задание выполнить в классе вместе с учителем.)
Домашнее задание
§ 36, задание 4 к параграфу.
Индивидуальные задания:
1. Провести наблюдение за температурой воздуха по данным своего термометра и составить график температуры воздуха за одни сутки. Температуру измерять через равные промежутки времени: например, в 8, в 11 ч. (В школьном кабинете географии температуру можно измерить в 14, 17 и 20 ч.)
2. Определить среднюю температуру воздуха по четырем показаниям. Показания можно взять произвольные.