Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Климат - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать представление о климате, влиянии климата и погоды на природу и жизнь человека, типах погоды; научить описывать климат.
Оборудование: синоптические карты, картинки с изображением жилищ и одежды жителей Севера, пустынь, экваториальных лесов, тайги, диаграммы типов погод, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
— Вспомните, что такое погода. (Состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.)
(Учитель записывает слово «погода» на доске. Затем предлагает вспомнить элементы погоды (температура, атмосферное давление, ветер, осадки, облачность). Все элементы погоды записываются под термином «погода».)
В каждой местности сочетание элементов погоды разное, также погода меняется и в течение года.
(Учащиеся анализируют диаграммы типов погоды на с. 130 учебника. Работа проводится в группах. Каждая группа работает по одной диаграмме. После этого учитель раздает ученикам рассказы и предлагает нарисовать по ним диаграмму одного месяца.)
Варианты рассказов
1. Приехали мы к деду в прекрасную пору. Погода стояла замечательная — +23...+28 °С. Мы каждый день ходили на рыбалку, загорали. Но такая жизнь была недолгой, всего две недели. Потом все резко изменилось: подул сильный ветер, небо стало серым и мрачным, сразу похолодало до +4...+8 °С. Из дома не хотелось выходить. Так продолжалось пять дней. А потом снова засветило солнышко, стало ясно, тепло. На 28-й день стало чуть прохладнее, термометр показывал +9...+15 °С, но небо было ясным. Так продолжалось до конца месяца. Вот и закончился наш месяц в деревне.
2. Декабрь — первый месяц зимы — начался сильными морозами. Столбик термометра держался неделю на отметке —25 °С. Погода была ясная. Затем температура стала немного повышаться — до —15 °С, пошел небольшой снег. Такая погода продолжалась 10 дней. К концу десятого дня снег перестал идти, но небо было наполовину затянуто облаками, температура понизилась до —20 °С. При такой погоде мы прожили до конца месяца.
— Сравните типы погоды теплого времени года и холодного.
— Сравните типы погоды в вашей местности и в экваториальной, тропической.
Выводы
1. На разных широтах типы погоды различаются.
2. Наблюдается закономерная смена типов погоды в течение года.
Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется климатом. Работая с диаграммами типов погоды, вы заметили, что они разные для каждой местности. В нашей местности наблюдается закономерная смена типов погоды весной, летом, осенью и зимой, для каких-то территорий характерны другие типы погоды. На экваторе, например, смены типов погоды нет — там всегда один тип погоды.
Вернемся к нашим записям на доске и в тетрадях, в правой части запишем понятие «климат» и его элементы.
— Какие элементы климата вы запишете? (Средняя многолетняя температура, годовое количество осадков, преобладающие ветры.)
(Если учащиеся затрудняются, учитель помогает подсказками.)
IV. Закрепление нового материала
1. Закрепление понятий «погода» и «климат»
— Заполните таблицу.
Черты сравнения |
Погода |
Климат |
1. Определение термина 2. Элементы: а) температура б) атмосферное давление в) облачность г) осадки |
— Найдите соответствие.
1. Климат.
2. Погода.
а) среднегодовое количество осадков;
б) среднесуточная температура;
в) направление и скорость ветра;
г) роза ветров;
д) вид осадков;
е) облачность;
ж) средняя многолетняя температура;
з) температура самого теплого и самого холодного месяца.
2. Работа в группах
Учащиеся готовят сообщения о влиянии климата на жизнь людей: пищу, жилище, одежду.):
группа 1 — народы Севера;
группа 2 — жители пустынь;
группа 3 — жители тайги;
группа 4 — жители степей.
Домашнее задание
§ 43, вопрос 2 к параграфу.