Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Распределение солнечного света и тепла на Земле - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года; объяснить причины неравномерности нагрева земной поверхности.
Оборудование: теллурий или глобус и фонарик, глобусы (по одному на парту), демонстрационная таблица, контурные карты.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
— Вам уже известно, что Земля вращается вокруг своей оси. За какое время она совершает полный оборот? (За 24 ч.)
— Как называется оборот планеты вокруг своей оси? (Сутки.)
— Представим на секунду, что Земля не вращается вокруг своей оси. К каким последствиям это приведет? (Примерный ответ. Прежде всего исчезнет привычный для нас отсчет времени. Не будет ни дня, ни ночи. Земля разделится на два полушария: дневное и ночное. Над дневным всегда будет светить солнце, а на ночной стороне никто не увидит солнечного света. Главное, конечно, что жить на такой планете будет невозможно. Освещенная сторона накалится до температуры выше +100 °С, а на ночной стороне будут лютые сибирские морозы. Океаны исчезнут: на дневной стороне они испарятся, а на ночной — замерзнут. Но и на сумеречной стороне жизнь будет невозможна — здесь не будут прекращаться ураганы, наводнения, а может, и землетрясения, сила которых намного превзойдет силу существующих явлений.)
Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней (366 дней в високосном году). Рассмотрим положение Земли относительно плоскости вращения ее вокруг Солнца.
Земля наклонена к плоскости вращения вокруг Солнца, угол наклона составляет 66° 30'. А теперь обратите внимание на следующий рисунок.
— В каком положении — 1 или 2 — сейчас лето?
У вас возникло затруднение. Нужно выяснить, от чего зависит смена сезонов года. Для этого обратите внимание на следующий рисунок.
Луч А и луч Б одинаковы, но обратите внимание, как они падают на поверхность Земли.
— Под каким углом падают эти лучи? (Луч А — отвесно, а луч Б — под наклоном.)
— Сравните площади нагрева. (Луч А нагревает меньшую площадь, а луч Б — большую.)
— Как вы думаете, какая территория будет нагрета лучше? (Та, которая нагревается лучом А.)
— Вернемся к предыдущему рисунку. Какое полушарие нагрето лучше, сильнее, в первом случае благодаря отвесным лучам? (Северное.)
— Значит, в каком полушарии в первом случае будет лето? (В Северном.)
— А в Южном какой сезон года? (Зима.)
— Опишите сезоны года на полушариях во втором случае. (В Северном полушарии — зима, в Южном — лето. В промежуточных положениях — осень или весна.)
(Далее учитель показывает положение Земли в разные сезоны года на глобусе с помощью фонарика или теллурия.)
IV. Закрепление нового материала
(На этапе закрепления учащиеся работают с глобусами — показывают годовое вращение Земли вокруг своей оси и отвечают на вопросы учителя.)
— Какие последствия имеет суточное вращение Земли?
— Каково следствие вращения Земли вокруг Солнца?
— Почему происходит смена сезонов года?
— Влияет ли расстояние от Земли до Солнца на смену сезонов года?
— Что бы изменилось, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты? (День и ночь были бы равны — по 12 ч в каждое время суток. Прекратилась бы смена сезонов года, температура бы не менялась в течение года.)
— Что бы произошло, если бы земная ось лежала в плоскости орбиты? (Примерный ответ. У полюсов полгода стоял бы день, в течение которого солнце по спирали поднималось от горизонта к зениту, затем после продолжавшегося несколько суток заката наступала бы полугодовая ночь. На экваторе дважды в год наступали бы сезоны длительных сумерек, а в течение двух сезонов солнце ходило бы по небу примерно так, как сейчас. В средних широтах долгота дня быстро увеличивалась бы весной, а затем длился бы многосуточный день, во время которого солнце двигалось бы по небу кругами. Зимой наступала бы длительная ночь.)
Домашнее задание
§ 44.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
— Расскажите о следствии вращения Земли вокруг оси.
— Когда ближе Земля к Солнцу — зимой или летом (для Северного полушария)?
— Покажите годовое вращение Земли, поставьте глобус в летнее положение для Северного полушария, расскажите о смене сезонов года при годовом вращении Земли.
III. Изучение нового материала
— Чтобы приступить к продолжению изучения темы «Распределение солнечного тепла и света на Земле», нам необходимо вспомнить, что такое зенит. (Зенит — наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.)
(Учитель ставит глобус в летнее положение для Северного полушария, светит на него фонариком.)
— Какая часть Земли получает больше тепла? (Северное полушарие.)
— Где сейчас лето? (В Северном полушарии.)
(Учитель вызывает одного ученика и задает ему вопрос.)
— На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (На Северный тропик.)
(Затем учитель меняет положение глобуса так, чтобы в Южном полушарии было лето, вызывает одного ученика и предлагает ответить на тот же вопрос.)
— Где солнце в зените? (На Южном тропике.)
— Так что такое тропик? (Линия, над которой солнце бывает в зените.)
— Сколько всего тропиков? Назовите их.
— Определите широту тропиков. (23° 30' с. ш. и 23° 30' ю. ш.)
(Ученику дается задание: поставить глобус в летнее положение для Северного полушария. Затем ему же предлагается показать суточное вращение Земли в этом же положении.)
— Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на Северном полюсе и Южном? (На Северном полюсе солнце не заходит за горизонт, а Южный полюс не освещается в течение суток.)
Полярная ночь — период времени, когда солнце определенное количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних суток на полярном круге до 178,5 на Северном полюсе.
— Составьте рассказ о том, что такое полярный день.
— Найдите полярные круги на глобусе и карте полушарий и дайте определение этого понятия. (Полярный круг — параллель, отстоящая от экватора на 66° 33'.)
Есть два полярных круга — Северный и Южный. В области между полярным кругом и полюсами наблюдаются полярная ночь и полярный день.
(Учитель предлагает посмотреть на суточное движение солнца над горизонтом в летнее время (с. 135, рис. 87).)
— Заполните в тетрадях таблицу 9 на с. 137. Можно обращаться к тексту учебника.
Тропики и полярные круги разделяют поверхность Земли на пояса, различающиеся количеством света и тепла, получаемого от Солнца.
(Ученики сами отмечают границы поясов освещенности и подписывают их названия на контурных картах, выделяют тропики, полярные круги.)
IV. Закрепление нового материала
— Где на земном шаре день равен ночи круглый год? (На экваторе.)
— Можно ли где-нибудь в Северном полушарии видеть в полдень солнце на севере? (Да. Между экватором и Северным тропиком.)
— Когда на Земле день равен ночи? Где в это время солнце находится в зените? (В дни равноденствий. Солнце в зените в это время над экватором.)
— Возможно ли, чтобы Земля вращалась вокруг Солнца, но смены сезонов года не происходило? (Да. Если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты Земли.)
— Опишите положение Земли относительно Солнца в один из дней солнцестояния по плану:
1) какое полушарие освещено лучше;
2) в каком полушарии лето;
3) на какую параллель солнечные лучи падают отвесно;
4) что происходит на Северном полюсе.
Домашнее задание
§ 44.
Подготовить сообщения на темы «Климат Антарктиды», «Долина Смерти», «Влияние рельефа на климат».