География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Российская Федерация - ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ
Цели: Сформировать представление о государственной территории. Определить место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Познакомить с административно-территориальным делением страны. Научиться работать с политико-административной картой России.
Оборудование: Политико-административная и физическая карта России и стран СНГ, у учащихся атласы, контурные карты, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель объявляет цель урока и свои требования к учащимся:
- Мы будем знакомиться с населением и экономикой своей Родины. Каждый из вас скоро будет частью экономики России. Необходимо понимать проблемы страны и вашей местности, научиться находить пути их решения. Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий. Россия живет в эпоху перемен. Перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а через несколько лет вам придется решать проблемы страны.
Для получения дополнительных и всеобъемлющих знаний необходимо также использовать газеты, телевидение, Интернет и т. д.
II. Изучение нового материала
- Сегодня мы познакомимся с субъектами России, узнаем административно- территориальное устройство нашей Родины. Определим место вашего населенного пункта в административно-территориальном делении России.
В 1991 году произошел распад СССР, в состав которого входила Россия. Образовалось 15 новых независимых государств.
Вопросы к классу:
- Назовите образовавшиеся новые государства (по табл. 1, с. 4, уч. Д.) и покажите их на политико-административной карте (можно использовать карту СССР).
- Определите, какие страны не вошли в состав Содружества Независимых государств (СНГ)? (Страны Балтии - Эстония, Латвия, Литва.)
- Какую площадь занимает Россия? (17,1 млн. км2.)
- Какое место среди стран мира занимает Россия по площади и по численности населения? (1 место по площади и 7 место по численности населения.)
- По Конституции (это Основной закон страны) Российской Федерации Россия - федерация, союзное государство, состоящее из республик, автономных округов и областей. РФ состоит из 89 равноправных субъектов:
21 республика;
10 автономных округов;
6 краев;
1 автономная область;
49 областей;
2 города федерального подчинения: Москва и Санкт-Петербург.
Вопросы к классу:
- Назовите республики, входящие в состав России. Найдите их на карте административно-территориального деления России (по табл. 2, с. 8, уч. Д.).
- Какие республики имеют наибольшую численность населения? (1. Башкортостан -4117 тыс. чел.; 2. Татарстан - 3379 тыс. чел.; 3. Дагестан - 2150 тыс. чел.; 4. Удмуртия - 1633 тыс. чел.; 5. Коми -1136 тыс. чел.)
- Какие права имеют республики, как субъекты РФ? (Республики имеют свой законодательный орган, судебные органы. Республики выбирают своего президента, имеют флаг, герб, гимн.)
В федерации имеются и единые органы государственной власти (президент страны, Государственная Дума, Правительство и др.). Особые двусторонние отношения установлены у России с Татарстаном и Башкортостаном. Проблематичны и неопределенны до конца отношения России с Чеченской Республикой.
Рассмотрим административно-территориальное устройство России (по рис. 2, уч. Д.).
- Кто является главой Российской Федерации? (Президент.)
- На какие дополнительные территории поделена Россия? (Федеральные округа.)
- Назовите федеральные округа и их центры. (Центральный округ - Москва; Северо-Западный - Санкт-Петербург; Южный - Ростов-на-Дону; Приволжский - Нижний Новгород; Уральский - Екатеринбург; Сибирский - Новосибирск; Дальневосточный - Хабаровск.)
- На территории какого федерального округа вы живете?
Федеральные округа состоят из субъектов Федерации, которые делятся на:
1) национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;
2) государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).
На территории субъектов выделяют районы, города. В сельской местности созданы сельские администрации, поселки городского типа. В крупных городах выделяются округа, а в их составе - муниципальные образования.
Россия делится и на экономические районы. Пользуясь картой, назовите их:
1. Центральный;
2. Центрально-Черноземный;
3. Волго-Вятский;
4. Северо-Западный с Калининградской обл.;
5. Северный район;
6. Поволжский;
7. Уральский;
8. Северо-Кавказский;
9. Западно-Сибирский;
10. Восточно-Сибирский;
11. Дальневосточный.
III. Закрепление
- Для централизации управления страной субъекты Федерации объединены в .. (федеральные округа).
- Сколько субъектов входит в Российскую федерацию? (89).
- Сколько республик входит в состав РФ? (21).
- Назовите столицы республик. (Ответ дается учениками по карте. Учитель называет республику и спрашивает любого ученика. Учащиеся по очереди ( вариант и 2 вариант в парах) называют столицы.)
- Какие республики в составе России имеют два названия? (Саха - Якутия; Северная Осетия - Алания; Калмыкия - Хальмг-Танч; Тыва (Тува); Чеченская Республика - Ичкерия.)
- На территории какого субъекта Федерации вы живете?
- На территории какого муниципального образования вы живете?
- С какими республиками у России установлены особые двухсторонние отношенния? (Татарстан, Башкортостан.)
- Что значит «муниципальное образование»? (Самоуправляющаяся община.)
Практическая работа
Работа проводится по карточкам, на которых изображены силуэты субъектов Российской Федерации. Учащиеся должны назвать (угадать или сравнить с картой) субъект назвать его столицу и дать краткую характеристику или историческую справку.
Карточки:
Домашнее задание
Отметить на контурной карте (§ 1):
а) автономные республики. (21.)
б) автономные округа (10.).
Для любознательных
- В последнее время наблюдается тенденция объединения некоторых субъектов Российской Федерации в более крупные образования. Используя дополнительные материалы (средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, Интернет), подготовьте сообщение по этому вопросу по плану:
1. Назовите, какие регионы уже объединились или выражают желание к объединению.
2. В чем вы видите причины объединения субъектов?
3. Каковы дальнейшие перспективы объединенных регионов?