Государственная территория России - ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Государственная территория России - ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

Цели: Сформировать представление о государственной территории. Сравнить и оценить географическое положение России и СССР. Объяснить разницу между понятиями «территория» и «пространство» страны. Научить участию в дискуссии.

Оборудование: Политико-административная и физическая карта России, политическая карта мира.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания (в группе из 4-5 человек)

1) Устно рассказать, используя схему (рис. 2, уч. Д.) об административно-территориальном устройстве России.

2) Показать выполнение задания на контурной карте (проверка в группе).

3) Показать на политико-административной карте:

а) области и назвать их столицы;

б) республики и назвать их столицы;

в) автономные округа и назвать их главные города;

г) края и назвать их главные города.

4) Краткий географический диктант.

а) Какова площадь России? (17,1 млн. км2.)

б) Какое место занимает Россия по площади среди стран мира? (1-е место.)

в) Каковая численность населения России? (145 млн. человек.)

г) Какое место в мире занимает Россия по численности населения? (7-е место.)

д) Что значит федеративное государство? (Союзное государство, состоящее из субъектов.)

е) Сколько субъектов входит в состав РФ? (89.)

ж) Сколько автономных округов в составе России? (10.)

з) Какая область не имеет сухопутной границы с субъектами России? (Калининградская.)

и) Какая республика самая большая по площади? (Саха-Якутия.) к) Какая республика самая населенная? (Башкортостан.)

л) На территории какого федерального округа вы живете? м) На территории какого субъекта Федерации находится ваш населенный пункт?


III. Изучение нового материала

- Сегодня мы с вами обсудим проблему: огромная территория страны - это благо или зло? Чтобы аргументировано изложить свое мнение, вам необходимо изучить следующие вопросы.

1. Что понимается под термином «государственная территория»?

2. В чем различие между понятиями «территория» и «пространство»?

3. Как изменилось географическое положение России после распада СССР?

4. Что такое «экономически эффективная территория»?

5. Что такое «зона Севера»?

6. Природные ресурсы на территории России.

Вопросы к классу:

- Что такое государственная территория? (Это часть поверхности планеты, на которую распространяется власть государства.)



- Что такое «территориальные воды»? (Это воды (акватория), омывающие территорию страны на расстоянии 12 миль от берега.)

- «Территория» и «пространство» страны. В чем различие этих понятий? (Пространство страны включает: 1) воздушное пространство; 2) космическое пространство; 3) морские пространства (на севере России принадлежит Российский сектор Арктики площадью 9 млн. км2); 4) России принадлежат внутренние воды. (Белое море, Печорская и Чешская губы, залив Петра Великого в Японском море); 5) 200-мильная (370 км) экономическая зона за пределами территориальных вод. Здесь Россия может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов; 6) шельф (материковая отмель до глубины 200 м) в Северном Ледовитом океане.)

Вывод: Понятие пространство гораздо шире, чем территория.

- Как историк В. О. Ключевский оценивал положение России на северо-востоке Евразии? (с. 12, уч. Д.). «Некогда какой-то враг вытеснил славян, именно наших предков с Дуная, прогнав их на девственный Северо-восток, из лучшей страны - в худшую. Так история-мачеха заставила их населить страну, где природа является мачехой для людей».

- Географическое положение России менялось в течение веков. В последний раз изменения географического положения наступили в связи с распадом СССР. Оценим современное положение России:

1. Россия отдалилась от стран Европы.

2. Россия сместилась к северу, так как ее южная граница оказалась значительно севернее южной границы СССР.

3. Территория России вытянута и с севера на юг, и, особенно, с запада на восток.

4. Экономически эффективная (продуктивная) территория России сократилась.

- Докажите это утверждение, используя табл. 3 и рис. 3 (с. 13, уч. Д.). (70% площади России - тундра, тайга с болотами и вечной мерзлотой. Под пашню пригодно лишь 20% территории страны. Площадь экономически эффективной территории России меньше таковой в США, Китае, Бразилии, Австралии.)

5. Моря, омывающие Россию, замерзают.

6. Наша страна большей частью лежит в зоне Севера (рис. 3, уч. Д.).

- На какие моменты жизни населения влияет столь северное расположение страны? Что изменилось бы в экономике страны, в жизни людей, если бы Россия нахолодилась на территории более южной (например, в широтах США или Бразилии)? (Мы вынуждены тратить больше средств на строительство, отопление, на энергию, на питание, одежду, транспортные пути и т. д.)

- Назовите другие страны, территория которых находится в зоне Севера. (Канада, Исландия, Финляндия, Норвегия.)

- В чем различие положения России от географического положения этих стран? (1. В зоне Севера России проживает 11,3 млн. человек, а основное население Канады, например, проживает на широте Северного Кавказа; 2. Зона Севера России имеет более суровые (и даже экстремальные) условия, нежели в других странах. В России находится полюс холода северного полушария Оймякон, Верхоянск, где температура достигает до -68 °С и даже -71 °С.)

- В чем положительное значение большой площади территории страны? (Больше месторождений полезных ископаемых, больше площади, лесов. т. е. благодаря большой площади Россия богата природными ресурсами.)


IV. Закрепление

- По тексту учебника определите место России в мире по запасам газа, нефти, угля, железной руды, древесины, водных ресурсов.

- Определите (по рис. 4), на какие части делится зона Севера России? (Дальний Север, Средний Север, Ближний Север.)

- Оцените стоимость жизни по индексу на Дальнем, Среднем и Ближнем Севере. (На Дальнем Севере индекс стоимости жизни 1,9-2,0, на Ближнем Севере - от 1,2 до 1,6.)

Дискуссия

- Итак, что вы можете сказать о территории России, ее необъятные просторы - зло, проклятие страны и народа, или благо? (Учащиеся принимают одну из сторон и доказывают свое мнение, приводя аргументы «за» и «против».)

Можно (в слабом классе) дать время прочитать текст на с. 16, уч. Д. «Внимание. Проблема». В классе с сильным составом интереснее сначала провести дискуссию, а потом прочитать текст.


Домашнее задание

По уч. А.: § 2, ответить на вопросы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]