География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Зачет по курсу «Экономическая география России» - РАЙОНЫ РОССИИ
Цели: Определить уровень знаний по курсу «Экономическая география России». Подвести итоги изучения курса. Проверить усвоение понятий и терминов, знание принципов размещения предприятий, умение выделять главное, знание отличительных черт районов, макрорегионов.
Оборудование: Карты России - физическая, политико-административная, индивидуальные карточки. На доске - список терминов и понятий.
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся получают на столы карточки с терминами и чистые листочки.
Карточка № 1
1. Анклав;
2. Валовой внутренний продукт;
3. Агломерация;
4. Импорт;
5. Экспорт.
Карточка № 2
1. Интенсивный;
2. Экстенсивный;
3. Кооперирование;
4. Район;
5. СЭЗ.
Карточка № 3
1. Рекреационные ресурсы;
2. Рекультивация;
3. Комбинирование;
4. Специализация;
5. ГОК.
Карточка № 4
1. ЭГП;
2. Специализация;
3. Территориальное разделение труда;
4. СНГ;
5. Себестоимость продукции.
II. Зачет
I этап - повторение терминов, которые указаны в карточке.
Ученики ищут эти слова в словаре. Работа идет в течение 3-5 минут. Затем учащиеся, сидящие за первым вариантом, остаются на местах с карточками. Они становятся учителями, а учащиеся 2 варианта будут передвигаться на передний стол от своего и работать с карточками других столов. Они - в роли учащихся (См. схему).
Работа над одной карточкой регулируется учителем, по времени это 3-4 минуты. Если «ученик» знает термины и понятия карточки, то он их объясняет, если не знает, то объясняет ему «учитель» - хозяин карточки (ученик, сидящий за I вариантом.)
После возвращения учеников к своим первоначальным карточкам (на свои места). Учащиеся меняются ролями: 2 вариант - «учителя» - хозяева карточек, а 1 вариант - «ученики» - они отправляются отвечать, или обучаться по 3 столам. Таким образом, повторяются основные термины и понятия, а некоторые учащиеся и отчитываются по терминам.
Учитель может провести краткий контрольный диктант по терминам карточек, выбрав по 2-3 термина из каждой карточки. Например:
1. анклав;
2. импорт;
3. ВВП;
4. район;
5. кооперирование;
6. рекреационные ресурсы;
7. специализация;
8. ЭГП;
9. комбинат (комбинирование);
10. территориальное разделение труда.
Учитель дает определения понятий, ученики должны понять, о чем идет речь и записать термин в тетрадь.
Далее идет взаимопроверка по образцу. Учащиеся, не справившиеся с этим заданием, ко 2 этапу не приступают, а открывают словари и записывают определения понятий и терминов в краткой форме в тетрадь. Остальные учащиеся имеют шансы сдать зачет на «4» и «5».
II этап - включает объяснение размещения предприятий, то есть знание принципов размещения крупных предприятий России.
На доске: «Почему?»
Запись: Крупные алюминиевые заводы размещены в Восточной Сибири, или более краткая:
1) Алюминиевые заводы → Восточная Сибирь;
2) Металлургический комбинат → в Череповце;
3) Тяжелое машиностроение → на Урале;
4) Точное и наукоемкое машиностроение → в Центре;
5) 80% производства тканей → в Центре;
6) Урал получает уголь с Кузбасса, а не с Печорского бассейна;
7) Почему специализация Западной Сибири на ТЭК;
8) Почему крупные ГЭС → в Восточной Сибири?
9) Почему СЭЗ находится в Находке?
10) Почему нельзя в одном городе строить несколько металлургических заводов?
11) Почему специализация ЦЧР и Центрального района различны?
12) Почему на Дальнем Востоке создан мощный ВПК?
Эти вопросы могут быть записаны на карточках. Учащиеся получают карточки и отвечают на вопросы (принцип дальше-дальше).
Чем лучше ученик знает курс, тем быстрее он будет отвечать, тем на большее количество карточек он ответит. Из 12 карточек достаточно верно ответить на 5 карточек.
III этап - для учащихся, которые справились с работой, устраивается собеседование с учителем по вопросам творческого характера. Например, можно воспользоваться вопросами из уч. А., с. 303.
«Обмен ценностями» или «Оценка ваших достижений» по уч. Д., вопросы § 70, с. 366.