Зачет по курсу «Экономическая география России» - РАЙОНЫ РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Зачет по курсу «Экономическая география России» - РАЙОНЫ РОССИИ

Цели: Определить уровень знаний по курсу «Экономическая география России». Подвести итоги изучения курса. Проверить усвоение понятий и терминов, знание принципов размещения предприятий, умение выделять главное, знание отличительных черт районов, макрорегионов.

Оборудование: Карты России - физическая, политико-административная, индивидуальные карточки. На доске - список терминов и понятий.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся получают на столы карточки с терминами и чистые листочки.

Карточка № 1

1. Анклав;

2. Валовой внутренний продукт;

3. Агломерация;

4. Импорт;

5. Экспорт.

Карточка № 2

1. Интенсивный;

2. Экстенсивный;

3. Кооперирование;

4. Район;

5. СЭЗ.

Карточка № 3

1. Рекреационные ресурсы;

2. Рекультивация;

3. Комбинирование;

4. Специализация;

5. ГОК.

Карточка № 4

1. ЭГП;

2. Специализация;

3. Территориальное разделение труда;

4. СНГ;

5. Себестоимость продукции.


II. Зачет

I этап - повторение терминов, которые указаны в карточке.

Ученики ищут эти слова в словаре. Работа идет в течение 3-5 минут. Затем учащиеся, сидящие за первым вариантом, остаются на местах с карточками. Они становятся учителями, а учащиеся 2 варианта будут передвигаться на передний стол от своего и работать с карточками других столов. Они - в роли учащихся (См. схему).

Работа над одной карточкой регулируется учителем, по времени это 3-4 минуты. Если «ученик» знает термины и понятия карточки, то он их объясняет, если не знает, то объясняет ему «учитель» - хозяин карточки (ученик, сидящий за I вариантом.)

После возвращения учеников к своим первоначальным карточкам (на свои места). Учащиеся меняются ролями: 2 вариант - «учителя» - хозяева карточек, а 1 вариант - «ученики» - они отправляются отвечать, или обучаться по 3 столам. Таким образом, повторяются основные термины и понятия, а некоторые учащиеся и отчитываются по терминам.



Учитель может провести краткий контрольный диктант по терминам карточек, выбрав по 2-3 термина из каждой карточки. Например:

1. анклав;

2. импорт;

3. ВВП;

4. район;

5. кооперирование;

6. рекреационные ресурсы;

7. специализация;

8. ЭГП;

9. комбинат (комбинирование);

10. территориальное разделение труда.

Учитель дает определения понятий, ученики должны понять, о чем идет речь и записать термин в тетрадь.

Далее идет взаимопроверка по образцу. Учащиеся, не справившиеся с этим заданием, ко 2 этапу не приступают, а открывают словари и записывают определения понятий и терминов в краткой форме в тетрадь. Остальные учащиеся имеют шансы сдать зачет на «4» и «5».


II этап - включает объяснение размещения предприятий, то есть знание принципов размещения крупных предприятий России.

На доске: «Почему?»

Запись: Крупные алюминиевые заводы размещены в Восточной Сибири, или более краткая:

1) Алюминиевые заводы → Восточная Сибирь;

2) Металлургический комбинат → в Череповце;

3) Тяжелое машиностроение → на Урале;

4) Точное и наукоемкое машиностроение → в Центре;

5) 80% производства тканей → в Центре;

6) Урал получает уголь с Кузбасса, а не с Печорского бассейна;

7) Почему специализация Западной Сибири на ТЭК;

8) Почему крупные ГЭС → в Восточной Сибири?

9) Почему СЭЗ находится в Находке?

10) Почему нельзя в одном городе строить несколько металлургических заводов?

11) Почему специализация ЦЧР и Центрального района различны?

12) Почему на Дальнем Востоке создан мощный ВПК?

Эти вопросы могут быть записаны на карточках. Учащиеся получают карточки и отвечают на вопросы (принцип дальше-дальше).

Чем лучше ученик знает курс, тем быстрее он будет отвечать, тем на большее количество карточек он ответит. Из 12 карточек достаточно верно ответить на 5 карточек.


III этап - для учащихся, которые справились с работой, устраивается собеседование с учителем по вопросам творческого характера. Например, можно воспользоваться вопросами из уч. А., с. 303.

«Обмен ценностями» или «Оценка ваших достижений» по уч. Д., вопросы § 70, с. 366.






Для любых предложений по сайту: [email protected]