Германия и Италия - США И СТРАНЫ ЕВРОПЫ (1945—2009 гг.)

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Германия и Италия - США И СТРАНЫ ЕВРОПЫ (1945—2009 гг.)

Цель урока: рассмотреть причины различий послевоенного социально-экономического и политического положения Германии и Италии, бывших членов фашистского блока, превосходства в развитии Германии и нестабильности политического развития Италии.

На уроке можно использовать разные методические приемы. Также рекомендуется использование карты, кодоскопа, таблицы и т. п.

Ход урока: урок можно начать с повтора домашнего задания.

1. Анализ таблицы о лейбористах и консерваторах Великобритании.

2. Политика М. Тэтчер и “голлизм”.

3. Сходство и отличие политики Ж. Ширака и М. Тэтчер.

Подведя итоги ответов учащихся, учитель переходит к объяснению темы о Германии и Италии.

На доске пишутся понятия, термины, имена политических деятелей, географические названия.

Слова, используемые на уроке: парламентская республика, бундестаг, ограничение президентской власти, Союз десяти земель, Веймарская республика, германское “чудо”, “государство благоденствия”, концентрация, модернизация, центризм, коррупция, терроризм, “Красные бригады”.

Имена политических деятелей и исторических личностей: М. Тэтчер, Ж. Ширак, Ш. де Голль, Альчи де Гаспери, К. Аденауэр, В. Брандт.

Географические названия: Италия, ФРГ, Берлин, ГДР. Сравнивая Германию и Италию, обратить внимание на особенности их развития. Используя таблицу 33, показать особенности развития обеих стран.


Таблица 33

Германия

Италия

1. Подверглась сильному разрушению в результате войны

2. Прекратила существование как единое государство

3. Обесценивание денег, проблема жилья. Плата многомиллионной репарации

4. Состояние безысходности в обществе

1. Лишилась части своей территории. Додеканес перешел к Греции

2. Группы Сопротивления, движения, объединившись, создали государства

3. Страна выплатила меньше репараций, чем Германия

4. Важную роль играли коммунисты


Для обсуждения таблицы используется карта-атлас “Современная история зарубежных стран” (с. 15, 18, 19 в учебнике).

После объяснения учителя ученики приступают к заполнению второй таблицы и рассказывают о сходстве послевоенных событий. Схему таблицы заранее написать на плакате и повесить на доску или начертить на ней.

1. Учитель рассказывает о “холодной войне”, правительстве Германии, Италии (при де Гаспери), об отделенных землях. Предлагается показать территорию Германии и отделенные от нее земли. Спрашивается: какое влияние оказала “холодная война” на будущее Германии? Какой политики придерживался Запад по отношению к Германии? Почему Германия превратилась в надежного союзника Запада? Для чего проводилась денежная реформа? По каким причинам прекратились выплаты репараций? Ученики готовятся по учебнику.

Рассказывая об Италии, учитель отмечает, что самая авторитетная партия страны НДП вошла в состав правительства. В 1946 г. она была принята демократической республикой. Премьер-министром стал Альчи де Гаспери.

В результате “холодной войны” в 1949 г. на западе Германии была образована Федеративная Республика Германия.


Таблица 34

ФРГ

Веймарская республика

1. Парламентская республика

2. Верховный орган — бундестаг

3. Власть президента ограничена

4. В ФРГ вошли 10 земель

5. Власть была разделена на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную

Вторую часть ученики заполняют сами


Ученики находят земли, вошедшие в состав ФРГ, на карте и показывают их (№ 15 в атласе).

Учитель спрашивает о разнице площади территорий обеих Германий. Затем рассматривается сравнительная таблица — ФРГ и Веймарская республика.

2. Для объяснения вопроса о политических силах ФРГ и Италии учитель пишет названия политических партий на доске: ФРГ — ХДС, ХСС, СВД. Италия — ИКП, ХДП, НДП.

Называются имена глав правительств обеих стран: в ФРГ К. Аденауэр — канцлер, в Италии Альчи де Гаспери — премьер-министр. И спрашивает: каковы были основные цели внешней политики этих государств? Почему ФРГ и Италия свое будущее связывали с Западом? Какое значение в истории стран имеют названные лидеры?

3. Характеристику ФРГ и Италии в 50—60-х годах можно рассмотреть по таблице 35: почему Италию отнесли к “государству благоденствия”? Ответы можно спроецировать через кодоскоп на доску. Таблица записывается в тетради по ходу лекции учителя.


Таблица 35


Особенности экономического и социального развития ФРГ и Италии


ФРГ

Италия

1. Переход к рыночной экономике

2. Продукция производства в среднем выросла на 8,5%

3. Начался процесс концентрации и модернизации

4. Выход на мировой рынок. Немецкая марка стала конвертируемой валютой

Неравномерное развитие экономики:

1. Крупные центры промышленности (автомобилестроение, химическая, авиационная, выпуск компьютеров) расположились в Милане, Генуе, Турине

2. Мелкие и средние фирмы расположены в Северной, Восточной, Центральной Италии

3. Южная Италия, Неаполь, Сицилия (остальные районы) выпускали керамику, одежду, обувь. Главная особенность — важная роль государственного сектора. Малый и средний бизнес внес большой вклад в развитие экономики


По таблице ученики отвечают на вопрос: Каковы главные особенности экономического и политического развития обеих стран?


Таблица 36


Особенности политического развития Италии и Германии


№п/п

Италия

Германия

1

Равноправная избирательная система

1. Многопартийная система (ХДС, СВПД, СДПГ, ХДО, ЕДН, ГСДП)

2

Центризм

2. Малое объединение ХДП и ЕДП

3

Левоцентристская направленность

3. Фракция


4. Для рассмотрения сходства внутреннего положения стран предлагается следующая схема:


Схема 3



На доске записываются названия партий, ученики дома должны прочитать о деятельности партий.

Учитель объясняет особенности итальянской политической системы и значения слов: “мафия”, “коррупция”, “терроризм”.

5. Внешняя политика Германии.

5.1. Кризис ГДР.

5.2. Падение берлинской стены в 1989 г.

5.3. Проблемы, стоящие перед Германией.

5.4. Завершение процесса объединения Германии.

Данный план можно предложить составить самим ученикам.

Вопросы для закрепления

1. Как вы понимаете намерение канцлера Германии В. Брандта “пересмотреть внешнюю политику?”

2. Почему внешнеполитический курс, предложенный В. Брандтом в 70—80-х годах, не был реализован?

Можно рассмотреть проблему обесценивания итальянской валюты, причины неудач борьбы против экономического кризиса по материалам учебника.

Необходимо остановиться на наиболее важных проблемах Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ, начиная с 90-х годов по настоящее время.

Далее учитель спрашивает: Какие изменения в истории европейских стран вам известны, начиная с 90-х годов? Что вы можете сказать о позиции президента Франции Ж. Ширака и канцлера ФРГ Г. Шрёдера по поводу политики США в Ираке?

О взаимоотношениях России, Италии и Германии учитель спрашивает по учебнику. По вопросу о взаимоотношениях Казахстана как независимого государства с европейскими странами дается задание подготовить к следующему уроку сообщения по материалам СМИ и Интернета.






Для любых предложений по сайту: [email protected]