Советский Союз - СТРАНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Советский Союз - СТРАНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ

Цель урока: объяснить учащимся понятие “Восток”, появившееся после Второй мировой войны. Раскрыть общественно-политический, социально-экономический характер командно-административной системы, установившейся в годы “холодной войны” по примеру СССР в странах Восточной Европы, Азии, Африки и Карибского бассейна. Рассказать о борьбе против демократии восточноевропейских стран под началом СССР, о целях и намерениях в ходе поддержки национально-освободительного движения колоний, а также о последствиях на основе конкретных фактов и исторических событий. Указать причины распада социалистической тоталитарной системы, дать пояснения.

Урок можно провести как пресс-конференцию, как урок- исследование, обсуждение сообщений учащихся.

I. Для проверки домашнего задания предлагается диаграмма, ее проверку можно организовать за 5—7 мин. Ответы даны в таблице ниже диаграммы. Каким образом можно ответить, сказано в седьмой теме — “Мировой экономический кризис”.

Ответы даны в следующей таблице, а вопросы отмечены буквами в диаграмме.


Таблица 37

Конституционный строй

Избирательная система

Социально-экономическое развитие

Внутренние политические силы

1

2

3

4






Диаграмма 3



A. 1. Женщины получили избирательные права наряду с мужчинами.

Б. 2. Парламент состоит из двух палат. Палата депутатов и сенат.

B. 3. Президентское правление.

Г. 4. НДП получила 48%, коммунисты, социалисты левый блок — 31%.

Д. 5. “Итальянское чудо” сотворил народ. Дешевой рабочей силы было много, но все равно не хватало рабочих рук.

Е. 6. Получены демократические свободы и право на труд.

Ж. 7. Фирмы внедряют новые методы в производстве обуви, трикотажа, продуктов питания.

З. 8. Компартия в 1972 г. насчитывала 1,7 млн. человек.


II. Учитель готовит учеников к усвоению новой темы. Новые слова пишет на доске или вывешивает на плакате.

Примерные вопросы

1. Основные признаки тоталитарной системы.

1.1. Что такое тоталитарная система? Дайте характеристику.

2. Политическая сторона тоталитаризма.

3. Экономическая характеристика тоталитаризма.

4. Усиление тоталитаризма — ухудшение экономического положения.

Эти вопросы можно рассмотреть в виде пресс-конференции. К такому уроку ученики готовятся заранее, и 5—6 учеников получают роли:

1) экономиста;

2) социолога;

3) политического обозревателя (1-й историк);

4) статиста;

5) юриста;

6) историка (2-й историк).

Один ученик назначается ведущим — помощником учителя, 2—3 ученика по заданию готовят обзор событий. Каждый готовится в объеме конкретного вопроса.

По декларации прав человека, принятой ООН, готовятся с помощью дополнительных источников. Учитель должен помочь найти материал.

Ведущий начинает пресс-конференцию со знакомства с подготовившимися учениками — участниками. Учитель может кратко рассказать об условиях.

Ученики дают определение понятия “тоталитаризм” по словарю. После ответа можно спроецировать правильный ответ на экран через кодоскоп для проверки. Можно заранее подготовить группу экспертов для проверки знаний и ответов учащихся.

Ведущий дает слово политическому обозревателю (первому историку). Он останавливается на положении в мире после Второй мировой войны, находит на карте государства тоталитарной системы и характеризует их. Остальные задают ему вопросы. Вопросы могут быть подготовлены заранее. Если отвечающий что-то существенное упустит, то учитель его дополнит. Однако это делается деликатно, чтобы сомнений в знаниях ученика не было.

Признаки тоталитарной системы (пример ответов):

1. Это государство ориентировано на одну партию. У власти находится одна партия. Других в государстве нет, или они марионетки. Общество находится под постоянным контролем государственных органов.

2. Наука и культура также под идеологическим контролем партии и общественных организаций, поддерживающих партию.

3. Собственность была только двух видов — общественно-государственная и колхозно-кооперативная.

Дополнение могут сделать экономист и статист.

Второй историк продолжает — господство только одной идеологии приводит к контролю над СМИ и подчинению ее партии; приводит примеры. В 1938 г. в СССР под руководством И. В. Сталина был написан “Краткий курс ВКПб”, который излагал историю в нужной советскому руководству и партии трактовке. Позже и в других социалистических государствах были написаны подобные книги.


Таблица 38

Статист

(ученик)

Только в 1937 г. государство установило контроль над выпуском 99,8% продукции, в сельском хозяйстве — 98,5%, 100%-ный контроль над товарооборотом

Экономист

(ученик)

В результате этого экономика страны не могла удовлетворить потребности населения. Перестали внедряться достижения НТР. В 1987 г. М. С. Горбачев в своем докладе, посвященном празднованию 70-летия Октябрьской социалистической революции, отмечал: “Если США внедряют научные достижения через каждые 2—3 года, Япония — через 1—2 года, то СССР — через 15—20 лет”

Социолог

(ученик)

В 80-х годах партия насчитывала 18 млн. человек. На партсобраниях могли обсуждаться личная жизнь коммунистов, семейно-бытовые проблемы, взаимоотношения членов семьи и даже внешний вид коммуниста. Это было характерно для всех стран социализма

Юрист

(ученик)

Зачитывает статьи 1, 2, 15 (и другие — по желанию) из декларации ООН о правах человека, которые не всегда соблюдались в СССР и других социалистических странах


Поскольку закрепление темы шло по ходу урока, то учитель сразу переходит к домашнему заданию.

Домашнее задание: повторить § 20. Учить материал по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]