Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Глобальные проблемы современности - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.
Цели
Обучения: выяснить причины возникновения глобальных проблем современности, раскрыть их содержание и рассмотреть пути их преодоления; формировать общеучебные умения и навыки, компетенции, умение рецензировать ответы и проекты сверстников.
Воспитания: формировать активную жизненную позицию, ответственность за сохранение окружающей среды, стремление к поддержанию мира и т. д.
Развития: углубление познавательных способностей школьников при подготовке к проектам, улучшение монологической речи, усложнение ее смысловой функции, коммуникативных свойств.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.
Методы: проектный, работа с интерактивной доской, фронтальная беседа, работа со СМИ, с исторической картой, историческим документом, интерактивные развивающие (мини-диспут), самостоятельная работа с учебником, Интернетом, наглядные, обобщение, сравнение, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Глобальные (общемировые) проблемы — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для своего разрешения согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Демографический взрыв — резкий прирост населения. Демографический кризис — снижение рождаемости. Диверсификация производства — распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. д.).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальная беседа.
3. Закрепление темы. Назовите особенности политического развития стран Запада и Востока.
4. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
5. Работа с ДМ.
6. Урок продолжается по принципу “круглого стола”. Ведущий (ученик) предоставляет слово авторам проектов и их рецензентам.
7. Защита проектов по теме “Глобальные проблемы современности”. Используется интерактивная доска, проекты сопровождаются видеопрезентациями, подготовленными школьниками, делаются записи в тетрадях.
Краткое содержание проектов.
Экологическая проблема проявляется в:
• загрязнении окружающей среды → глобальном потеплении → изменении климата → возникновении парникового эффекта.
• 1992 г.: I Всемирная экологическая конференция в Рио-де-Жанейро — принятие Рамочной конвенции об изменении климата и Конвенции по биологическому разнообразию.
• 1997 г.: Киотский протокол, согласно которому необходимо снизить объемы выбросов в атмосферу шести основных парниковых газов.
Демографическая проблема:
• демографический взрыв в развивающихся странах;
• демографический кризис в странах Запада, явление старения нации.
Продовольственная проблема требует:
• наращивания потенциала плодородных сельскохозяйственных земель;
• совершенствования сельскохозяйственного производства в целях повышения его продуктивности.
Сырьевая и энергетическая проблемы требуют:
• развития экономики в направлении информационных, энергосберегающих и наукоемких отраслей в целях снижения ее зависимости от природных ресурсов;
• диверсификации продукции обрабатывающей промышленности;
• перехода к использованию новых технологий.
Проблема международного терроризма:
• терроризм — продукт экономической, политической, социальной нестабильности общества;
• обсуждение проблем терроризма на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 г.
8. После защиты каждого проекта выступают рецензенты (из числа учащихся), которые дают оценку проекту, дополняют его, высказывают замечания, пожелания и т. д.
9. Подведение итогов урока. Фронтальный опрос. Итак, каковы главные причины возникновения глобальных проблем современности? Учащиеся должны выявить и обозначить следующие факторы: высокие темпы научнотехнического процесса; огромные объемы добычи природных ресурсов; расширившиеся политические и культурные контакты; новейшие средства массовой коммуникации; высокая степень вероятности глобальных техногенных катастроф; увеличение риска применения оружия массового уничтожения.
10. Рефлексия. 1) Глобальные проблемы взаимосвязаны. 2) От решения глобальных проблем современности зависит судьба человечества и сохранение самой жизни на Земле.
11. Домашнее задание: повторить § 3.
12. Работа с ДМ.
13. Распределение опережающих заданий к уроку 4: международные организации: СЭВ (Совет экономической взаимопомощи); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОВД (Организация Варшавского договора).