Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Международные отношения во второй половине 40-х — 50-х годах - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1945—2010 гг.
Цели
Обучения: выяснить причины нарастания противостояния в послевоенном мире, объявления “холодной войны” и становления биполярной системы мира; сфокусировать усилия на выявлении и усвоении исторических закономерностей, терминов, причинно-следственных связей в развитии исторических событий; формирование практических навыков по изготовлению флипчартов.
Воспитания: прививать идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, сохранению мира; воспитание патриотических чувств.
Развития: развивать логическое мышление школьников, сравнивая, сопоставляя исторические факты, проводя анализ и синтез общих и отличительных черт исторических событий, развитие речи и памяти.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, самостоятельная работа по подбору материала для опережающих заданий, репродуктивные, частично-поисковые.
Основные понятия
Доктрина — учение, теория, теоретический или политический принцип.
Инвестиция — капиталовложение.
Конфронтация — противостояние.
Страны народной демократии — государства Центральной и Юго-Восточной Европы, принявшие модель социализма, отличавшуюся от советской.
Основные события
1947 г.: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, осуждавшая пропаганду войны.
1946—1991 гг.: хронологический период “холодной войны”.
1947 г.: принятие доктрины Трумэна и плана Маршалла о выделении инвестиций.
1949 г.: создание Совета экономической взаимопомощи.
1949 г.: создание Организации Североатлантического договора (НАТО).
1955 г.: подписание Варшавского договора.
1961 г.: оформление движения неприсоединения.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Терминологический диктант.
Вариант 1
Диверсификация производства —
Геополитика —
Глобализация —
Сепаратизм —
Демографический взрыв —
Диктатура —
Вариант 2
Демография —
Реконверсия —
Научно-техническая революция —
Инфраструктура —
Демографический кризис —
Декларация —
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
4. Опережающее задание. Учащиеся рассказывают о создании международных организаций: СЭВ, НАТО, Варшавского договора.
5. Закрепление.
Первый уровень. Задание 1.
Работа с ДМ.
Второй уровень. Заслушав опережающие задания, определите: место и значение данных организаций в мировой политике; влияние данных организаций на развитие трех лагерей, окончательно сформировавшихся в мире после Второй мировой войны; выдвинете предположение, как развивался бы мир, если бы данные организации не были созданы.
Третий уровень. Как вы объясните тот факт, что США в 1945 г. активно участвовали в создании Организации Объединенных Наций, целью которой было поддержание мира и безопасности, не отказали в размещении штаб-квартиры ООН на своей территории, а в 1949 г. инициировали создание военно-политического блока НАТО, выбрав курс открытой конфронтации с СССР?
Дата |
Событие |
Результат |
25 апреля 1945 г. |
Создание ООН |
Поддержание мира и безопасности в мире |
1946 г. |
Кремлевская доктрина |
Речь И. В. Сталина: мир с капиталистическими странами невозможен |
1947 г. |
Принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, осуждавшая пропаганду войны |
Важный шаг для поддержания мира |
12 марта 1947 г. |
Доктрина Трумэна |
Выделение инвестиций Греции и Турции |
5 июня 1947 г. |
План Маршалла |
Оказание помощи 16 западноевропейским странам, пострадавшим от войны. Осуществлялся в 1948—1951 гг. |
1948— 1949 гг. |
Берлинский кризис |
Завершился расколом Германии на два государства |
Январь 1949 г. |
Создание Совета экономической взаимопомощи |
Цель: развитие планомерного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между вступившими в него странами |
4 апреля 1949 г. |
Создание Североатлантического блока (НАТО) |
Открытая конфронтация стран Запада с СССР |
1951 г. |
Создание военно-политического блока АНЗЮС |
Договор для Тихоокеанского региона: Австралии, Новой Зеландии, США |
1954 г. |
Создание СЕАТО |
Договор об обороне Юго-Восточной Азии по результатам встречи в филиппинском городе Маниле представителей Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Таиланда и Пакистана |
14 мая 1955 г. |
Создание Организации Варшавского договора |
Военно-политический союз социалистических государств сыграл важную роль в установлении политического равновесия на международной арене |
1955 г. |
Подписание Багдадского пакта |
В него вошли Англия, Турция, Ирак, Иран, Пакистан |
1955 г. |
Провозглашение 10 принципов мирного сосуществования |
В Бандунге (Индонезия) Конференция 29 стран Азии и Африки |
1961 г. |
Конференция в Белграде |
Оформилось движение неприсоединения. |
6. Работа с ДМ.
7. Коллективное составление таблицы основных событий в послевоенном мире по тексту учебника с комментариями учителя.
8. Работа с ДМ.
9. Работа с историческими документами (памятки по работе с историческими документами на каждом столе).
10. Блиц-опрос. Каковы политические и экономические причины возникновения двух полярных систем?
11. Рефлексия. 1. Сравните характер международных отношений до и после Второй мировой войны. 2. Какие военно-политические блоки были созданы в мире в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ в.? 3. Что означают термины холодная война и биполярный мир?
12. Работа с ДМ.
13. Домашнее задание: § 4. Учитель распределяет опережающее задание к уроку 5: Советско-китайские отношения в 60—70-х годах (по материалу учебника).