Международные отношения во второй половине 40-х — 50-х годах - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1945—2010 гг.

Всемирная история 11 класс - методическое руководство

Международные отношения во второй половине 40-х — 50-х годах - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1945—2010 гг.

Цели

Обучения: выяснить причины нарастания противостояния в послевоенном мире, объявления “холодной войны” и становления биполярной системы мира; сфокусировать усилия на выявлении и усвоении исторических закономерностей, терминов, причинно-следственных связей в развитии исторических событий; формирование практических навыков по изготовлению флипчартов.

Воспитания: прививать идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, сохранению мира; воспитание патриотических чувств.

Развития: развивать логическое мышление школьников, сравнивая, сопоставляя исторические факты, проводя анализ и синтез общих и отличительных черт исторических событий, развитие речи и памяти.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, самостоятельная работа по подбору материала для опережающих заданий, репродуктивные, частично-поисковые.


Основные понятия

Доктрина — учение, теория, теоретический или политический принцип.

Инвестиция — капиталовложение.

Конфронтация — противостояние.

Страны народной демократии — государства Центральной и Юго-Восточной Европы, принявшие модель социализма, отличавшуюся от советской.


Основные события

1947 г.: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, осуждавшая пропаганду войны.

1946—1991 гг.: хронологический период “холодной войны”.

1947 г.: принятие доктрины Трумэна и плана Маршалла о выделении инвестиций.

1949 г.: создание Совета экономической взаимопомощи.

1949 г.: создание Организации Североатлантического договора (НАТО).

1955 г.: подписание Варшавского договора.

1961 г.: оформление движения неприсоединения.


Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Терминологический диктант.

Вариант 1

Диверсификация производства —

Геополитика —

Глобализация —

Сепаратизм —

Демографический взрыв —

Диктатура —

Вариант 2

Демография —

Реконверсия —

Научно-техническая революция —

Инфраструктура —

Демографический кризис —

Декларация —

3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

4. Опережающее задание. Учащиеся рассказывают о создании международных организаций: СЭВ, НАТО, Варшавского договора.

5. Закрепление.

Первый уровень. Задание 1.

Работа с ДМ.

Второй уровень. Заслушав опережающие задания, определите: место и значение данных организаций в мировой политике; влияние данных организаций на развитие трех лагерей, окончательно сформировавшихся в мире после Второй мировой войны; выдвинете предположение, как развивался бы мир, если бы данные организации не были созданы.

Третий уровень. Как вы объясните тот факт, что США в 1945 г. активно участвовали в создании Организации Объединенных Наций, целью которой было поддержание мира и безопасности, не отказали в размещении штаб-квартиры ООН на своей территории, а в 1949 г. инициировали создание военно-политического блока НАТО, выбрав курс открытой конфронтации с СССР?


Дата

Событие

Результат

25 апреля 1945 г.

Создание ООН

Поддержание мира и безопасности в мире

1946 г.

Кремлевская доктрина

Речь И. В. Сталина: мир с капиталистическими странами невозможен

1947 г.

Принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, осуждавшая пропаганду войны

Важный шаг для поддержания мира

12 марта 1947 г.

Доктрина Трумэна

Выделение инвестиций Греции и Турции

5 июня 1947 г.

План Маршалла

Оказание помощи 16 западноевропейским странам, пострадавшим от войны. Осуществлялся в 1948—1951 гг.

1948— 1949 гг.

Берлинский кризис

Завершился расколом Германии на два государства

Январь 1949 г.

Создание Совета экономической взаимопомощи

Цель: развитие планомерного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между вступившими в него странами

4 апреля 1949 г.

Создание Североатлантического блока (НАТО)

Открытая конфронтация стран Запада с СССР

1951 г.

Создание военно-политического блока АНЗЮС

Договор для Тихоокеанского региона: Австралии, Новой Зеландии, США

1954 г.

Создание СЕАТО

Договор об обороне Юго-Восточной Азии по результатам встречи в филиппинском городе Маниле представителей Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Таиланда и Пакистана

14 мая 1955 г.

Создание Организации Варшавского договора

Военно-политический союз социалистических государств сыграл важную роль в установлении политического равновесия на международной арене

1955 г.

Подписание Багдадского пакта

В него вошли Англия, Турция, Ирак, Иран, Пакистан

1955 г.

Провозглашение 10 принципов мирного сосуществования

В Бандунге (Индонезия) Конференция 29 стран Азии и Африки

1961 г.

Конференция в Белграде

Оформилось движение неприсоединения.


6. Работа с ДМ.

7. Коллективное составление таблицы основных событий в послевоенном мире по тексту учебника с комментариями учителя.

8. Работа с ДМ.

9. Работа с историческими документами (памятки по работе с историческими документами на каждом столе).

10. Блиц-опрос. Каковы политические и экономические причины возникновения двух полярных систем?

11. Рефлексия. 1. Сравните характер международных отношений до и после Второй мировой войны. 2. Какие военно-политические блоки были созданы в мире в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ в.? 3. Что означают термины холодная война и биполярный мир?

12. Работа с ДМ.

13. Домашнее задание: § 4. Учитель распределяет опережающее задание к уроку 5: Советско-китайские отношения в 60—70-х годах (по материалу учебника).






Для любых предложений по сайту: [email protected]