МОГУЩЕСТВО И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

История древнего мира - Опорные конспекты 5 класс

МОГУЩЕСТВО И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Планирование

Урок 45. Учение Иисуса Христа. «Новый завет». Христиане. Мини-лекция. Коллективная и групповая работа. (§ 55, кн. «Библейские легенды»).

Урок 46. Урок-практикум: «Сравнительное жизнеописание: Нерон. Траян». (§ 54 и § 56, п. 1—2).

Урок 47. Урок-путешествие: «Вечный город» во времена империи. Архитектура. Искусство. Быт римлян. (§ 56 п. 3, § 57).

Урок 48. Римская империя в IV—V вв. Император Константин. Взятие Рима готами. Урок-лекция. Опорный конспект № X.

Урок 49. Урок-семинарное занятие: «Гибель Римской империи». Зачет. Урок 50—51. Итоговое повторение. От варварства к цивилизациям. Мир на пороге средневековья.


Опорный конспект № X



МОГУЩЕСТВО И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

1. Краткое прочтение — тезисы опорного конспекта блок-темы № XII.

— Рождение Иисуса Христа знаменует собой начало нашей эры. В ночь Рождества Христова в небе загорелась яркая Вифлиемская звезда. Событие это произошло в 753 году от основания города Рима, в период правления в Римской империи Цезаря Октавиана Августа.

— Учение Иисуса Христа. «Новый завет». Заповеди Иисуса Христа. «Царство божье внутри нас». Добро и зло, совесть, покаяние и очищение. Подвиг Иисуса Христа: жизнь — творение добра и мучительная смерть на Голгофе. Воскресение Христа. Наша православная Пасха — светлый праздник Воскресения Христова. Первые христиане: гонения и страдания.

— I в.: у власти в Риме император Нерон — олицетворение безнравственной, жестокой власти, основанной на доносах и терроре. «Великий артист» на троне. Смерть Нерона.

— II в.: Траян — «лучший из императоров». Попытка соединить высокие нравственные принципы с властью. Понятие справедливости по мнению Траяна, Существенное улучшение положения рабов в Риме: «рабы с хижинами». Колоны.

Походы и последние завоевания империи при Траяне. Гибель Траяна.

— III в.: «Солдатские императоры». Борьба за власть в Риме. Власть и народ в Городе: «хлеба и зрелищ!»

— IV в.: Римская империя при Константине. 313 г. — христианство стало официальной религией империи. Иерархия церкви. Константинополь: перенесение столицы империи. 395 г. разделение империи на Западную и Восточную. Негативные изменения в жизни колонов и рабов в Риме.

— V в.: ослабление империи, внутренние потрясения. Нашествие Алариха. 410 г. — «Светоч мира угас». Крушение Города — ощущение конца света. Нашествия варваров на Аппенинский полуостров, разорение и упадок Италии. Вандалы и Рим. 476 г. — окончательное падение Западной Римской империи.

— Продолжение существования Византийской (Восточной Римской) империи. Тысячелетняя история Византийской цивилизации. Соединение достижений Греции, Рима и Востока. Византия — «Востоко-Запад»: двуглавый орел.

— Ценности и достижения Римской цивилизации. Вклад цивилизации в мировую историю и культуру. Рим и Европа. Рим и Россия.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Могущество и гибель Римской империи

1. Изменение характера императорской власти после Октавиана Августа.

2. Новые боги Рима.

3. «Самый зловещий из»... и «самый лучший из...»

4. Актер на троне.

5. Во время выступления Нерона...

6. Ночные похождения Нерона.

7. Император и ученый.

8. Пожар в Риме.

9. Гибель Нерона.

10. Христианство.

11. Жизнь Иисуса. Проповеди.

12. Поучения Иисуса в Нагорной проповеди.

13. «Поцелуй Иуды».

14. Рождество. Крещение. Христианская Пасха.

15. Христианские добродетели. Христианская мораль и этика.

16. Организация первых христиан.

17. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти.

18. Апостолы.

19. Рабы: труд — интерес — результат.

20. Колоны.

21. «Рабы с хижинами».

22. Колоны и «рабы с хижинами»: труд — интерес —результат.

23. Император Траян: «годы редкого счастья».

24. Строительное искусство римлян.

25. Город Рим во времена империи.

26. Быт богатых и бедных жителей Рима.

27. Римские термы.

28. «Хлеба и зрелищ»: справедливость и необоснованность требований для различных категорий населения страны.

29. Варвары.

30. Император Константин.

31. Прикрепление колонов к земле.

32. Перемены в положении христиан.

33. Церковь.

34. Новый завет.

35. Византия: преимущества географического положения.

36. Раздел империи.

37. Готы идут на Италию.

38. Стилихон.

39. Взятие Рима готами.

40. «Бич божий».

41. Падение Западной Римской империи.

42. «Вандализм».

43. Судьба «Второго Рима».


МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ БЛОК-ТЕМЫ № XII. «МОГУЩЕСТВО И ГИБЕЛЬ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ»

Урок 46. Урок-практикум: Сравнительное жизнеописание «Нерон и Траян».

Творческий письменный рассказ в форме соединения рассказа, сочинения на историческую тему и простейшего реферата с обязательными личными рассуждениями ученика по данной теме и личностным отношением к описанию жизни и деятельности императора Нерона и Траяна. Используемые материалы: учебник, § 54 и § 56. Книга для чтения по истории древнего мира, дополнения и замечания учителя. Использование отдельных фраз, фактов из учебника, ученики не должны переписывать материал учебника в целом.

В помощь ученику:

1. Личные качества и черты характера человека:

а) доброта, щедрость, великодушие, заботливость, честность, порядочность, смелость, терпимость, уважение, благородство, справедливость, незлопамятность.

б) жестокость, высокомерность, трусость, несправедливость, ненависть, нетерпимость, ложь, подозрительность, зависть, мания величия, самовозвеличивание.

2. Выражения:

а) Власть губит человека,

б) Народ не любит и не поддерживает власть,

в) Уважение к власти,

г) Правитель облагораживает и возвеличивает власть,

д) Власть предоставляет человеку свободу думать, говорить, жить.


План

1. Власть и личные качества, черты характера человека. Как они влияют друг на друга?

2. Сравнение императоров Нерона и Траяна.

а) Какими способами управляли государством?

б) Какими методами удерживали власть?

в) Что делал правитель для государства, Рима и его жителей?

г) На каких людей опирался правитель при осуществлении власти?

д) Как личные качества и черты характера правителя отражались на людях? Как он относился к народу?

е) Как народ относился к своему императору, в чем проявилось это отношение?

3. Выводы о власти Нерона и Траяна.

Какая форма государственной власти и управления дает возможность влиять народу на власть, на личность правителя позволяет соединять порядочность человека и характер власти в единое целое?

Ошибки учащихся:

1. Излишняя идеализация Траяна. Он все же был императором Рима, действовал в интересах Рима и был человеком своего времени.

2. Неоднократные повторы одних и тех же фактов в тех же выражениях.

3. Неумение оперировать полученными ранее знаниями по Древнему Востоку и Греции.


Урок 49. Семинарское занятие.

«Гибель Римской империи»

План:

1. Мир варварства к V в.

2. Причины падения Западной Римской империи.

Зачет в письменной форме (15 мин):

1. Понятия, даты, тесты.

2. Исторический диктант.

Варианты проведения:

1. Индивидуальные карточки-задания. Вопросы уровней:

а) Воспроизведения знаний.

б) Обобщения и сравнения знаний.

в) Проблемные и усложненные вопросы.

Возможно проведение единого совместного урока, как итогового повторения и зачета.


ВОПРОСЫ САМОПРОВЕРКИ, ЗАДАНИЯ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ № XII

1. Понятия:

Христиане

Апостолы

Епископ

Священник

Папа

Новый завет

Церковь

Готы

Вандалы

Колизей

Колоны

Рабы с хижинами Варвары

Пантеон

Термы

2. Имя в истории:

Иисус Христос; Пилат; Сенека; Нерон; Траян; Константин; Аларих.

3. Соотнесите события и даты:

1) Перенесение столицы Империи в Константинополь,

2) Раздел Империи на Восточную и Западную.

3) Взятие и разграбление Рима готами.

4) Прекращение существования Западной Римской империи.

а) 410 г.

б) 330 г.

в) 476 г.

г) 395 г.

(1-б, 2-г, 3-а, 4-в)

4. Соотнесите высказывания и имена:

1) «Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

2) «Годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорит, что думает».

3) «Чем гуще трава, тем легче косить».

4) «Раньше наказывали за дела, а теперь за слова».

5) «Какой великий артист погибает!»

6) «В душе раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам, каково бы ни было их положение».

а) Нерон; б) Тацит; в) Сенека; г) Аларих; д) Траян.

(1-д; 2-6; 3-г; 4-б; 5-а; 6-в)

5. Объясните:

а) Как проявляются влияние власти на личность человека, стоящего у власти, и личности на власть?

б) В чем проявляется сходство власти императора Рима III—IV вв. с властью царей Древнего Востока?

в) Выражение — «в III в. идет быстрая “варваризация" римской армии».

г) Какие ценности, положительные качества в человеке, новые взгляды на взаимоотношения людей утверждала христианская религия? Какие ценности христианства сохраняют значение в наше время?

д) Сущность христианских праздников: Рождество, Крещение, Пасха.

е) Какими новыми средствами и мерами Константин попытался укрепить империю?

ж) Какую из причин падения Западной Римской империи можно считать главной?

6. Представим себе, что в начале V в. в Риме утвердился у власти выдающийся по своим качествам император. Мог ли он предотвратить падение империи? Если да, то какие, по-твоему, мероприятия и преобразования он должен был произвести? На какие силы и слои населения он мог опереться? Сохранилась бы при этом сущность хозяйства й управления, присущие Риму прежде?

7. Чайнворд:



1. Ученый, воспитатель юного императора Нерона.

2. Вождь германского племени готов.

3. Верующие в бога-спасителя Иисуса Христа.

4. Глава христианской церкви в какой-либо области.

5. «Храм всех богов» в Риме.

6. Актер на императорском троне.

8. Темы для сочинения:

«Путешествие по Городу».

«Первые христиане».

«На службе у императора Траяна».

«Падение Рима».


Исторический диктант «Древний Рим»

Рим в VIII—IV вв. до н. э. 6, 7, 13, 15, 16, 22, 23

Рим в IV—I вв. до н. э. 1, 4, 8, 9, 12, 14, 18, 19, 24, 25

Рим в I—V вв. н. э. 2, 3, 5, 10, 11, 17, 20, 21


1. Переход войск Ганнибала через Альпы.

2. Жестокость императора Нерона.

3. В Риме построен Пантеон.

4. Поражение Македонии.

5. Преследования первых христиан.

6. Ромул и Рем.

7. Подвиг Муция Сцеволы.

8. Битва при Каннах.

9. В Италии состоялись первые гладиаторские бои.

10. Колоны и рабы с хижинами.

11. Перенесение столицы в Константинополь.

12. Гибель Тиберия и Гая Гракхов.

13. Царь Тарквиний Гордый.

14. Восстание Спартака.

15. Возникновение римской республики.

16. «Гуси Рим спасли».

17. Траян — «лучший из императоров».

18. Завоевание Цезарем Заальпийской Галлии.

19. Окончание гражданских войн при Октавиане Августе.

20. Аларих.

21. «Погас светоч мира».

22. Войны Рима с Пирром.

23. Установление римского господства над Италией.

24. Войны Рима с Карфагеном.

25. Антоний и Клеопатра.

Оценка результатов: «отлично» — более 19 ответов, «хорошо» более 13, «удовлетворительно» — более 7 правильных ответов.


ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Итоговое повторение: МИР НА ПОРОГЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Цивилизационный путь человечества.


image30


Человек.

Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и абстрактного мышления, способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.

Цивилизация.

Определенная, третья ступень в развитии человеческой культуры, которой предшествуют две другие — эпоха дикости и эпоха варварства.

«Мне кажется, что сущность, заключающаяся в слове цивилизация... есть прогресс, развитие; термин этот неизбежно связан с представлением о народе, который движется вперед... о народе, жизнь которого более расширяется и улучшается». (Ф. Гизо)


ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ДОСТИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ ДРЕВНОСТИ (тезисы для учителя)

Период дикости

Выделение человека из животного мира и возникновение первых коллективов древнейших людей.

Расселение на территории материков и континентов.

Начало изготовления примитивных орудий труда.

Овладение огнем.

Основное занятие человека — собирательство.

Примитивное сознание.

Полная зависимость от природы и среды обитания.


Период варварства

формирование человека современного типа (внешность, речь, абстрактное мышление). Человек разумный.

Многообразие составных орудий труда.

Разнообразие видов деятельности.

Охота — главное занятие.

Возникновение разделения труда в коллективе.

Гармоничное сосуществование человека с природой. Эмпирическое познание тайн природы — минералов, растений, животных, климата и пр.

Выживание в экстремальных ситуациях.

Простейшие формы обучения и воспитания. Передача опыта из поколения в поколение.

Возникновение семьи и родоплеменной организации.

Появление искусства и религиозных верований.

Формирование локальных предцивилизационных образований.


Восточные цивилизации

Производящее хозяйство на основе примитивных орудий труда. Земледелие, скотоводство, ремесло. Сохранение сильной зависимости от природных условий (географической среды).

Община — основа производственной и социальной организации.

Азиатский способ производства.

Первые государства. Восточные деспотии. Государственно-административная система управления. Закрепление социальной иерархии. Законы.

Рабовладение и использование рабского труда.

Внутренняя устойчивость, стабильность, крайне медленное развитие древневосточных обществ.

Изобретение письменности. Формирование государственной системы обучения.

Роль религиозных верований в жизни людей. Жрецы — главные хранители знаний.

Вклад в мировую культуру, важнейшие изобретения, открытия, первые шаги наук. Памятники культуры.

Философские, этические, религиозные учения Востока.

Цветущие города. Развитое земледелие, ирригация, торговля.

Оформление первых этнических общностей.


Цивилизация Античной Греции

Полис — органическая часть космоса, основная форма политической организации.

Появление рынка как системы регулярных торговых связей между областями Эллады, между метрополиями и колониями. Деньги, монеты из металла.

Античная форма собственности. Взаимосвязь форм собственности и гражданских прав.

Возникновение демократии. Совпадение политической и военной организации. Единство прав и обязанностей граждан.

Начало распространения рабства классического типа.

Демократизация системы обучения, грамотность граждан Эллады. Создание алфавитного письма.

Формирование этнического самосознания. Соединение чувства коллективизма и состязательного начала. Высшая добродетель — готовность к защите полиса.

Связь полиса и гражданина с божеством — покровителем. Величественные храмы и иные культовые сооружения. Олимпийские боги.

Зарождение науки, литературы, театра, архитектуры, спорта.

Олимпийские игры древности.

Античная философия и философский подход к миру.


Цивилизация эпохи эллинизма

Рост торговли и производства продукции для обмена. Строительство городов, дорог.

Расширение денежного обращения, унификация монетного дела.

Эллинистическая монархия, соединившая в себе элементы восточной деспотии и полисного устройства.

Соединение классического рабства с примитивными его формами.

В сельском хозяйстве основная роль принадлежит местному свободному населению.

Новая единая культура Эллады и Востока.

Открытия и изобретения. Шедевры мирового искусства и архитектуры. Общественные здания нового типа.

Синтез, взаимовлияние и взаимодополнение восточных и греческих элементов жизни, быта, хозяйства, культуры.


Древнеримская цивилизация

Римская гражданская община.

Наивысшее развитие рабства. Противопоставление раба и свободного гражданина.

Добродетели гражданина — мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, железная дисциплина на войне, подчинение власти закона и обычаям предков, умеренный образ жизни. Патриотизм, представление об избранности римского народа. Уважение к минувшему, к памяти предков.

Наиболее развитые элементы римской культуры — право и красноречие. Классическое римское право.

Достижения в архитектуре, строительстве, скульптуре, литературе, в обустройстве быта.

Соединение достижений греческой, восточной и римской цивилизаций.






Для любых предложений по сайту: [email protected]