Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Век Просвещения. Стремление к царству Разума - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Век Просвещения. Стремление к царству Разума: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся получают знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV—XVI вв. и просветителей XVIII в. Если существует, то укажите ее. 2. Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению со взглядами гуманистов XV—XVI вв. 3. Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему? |
Развитие умений учащихся |
Учатся планировать свою деятельность по подготовке доклада, сообщения; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них; актуализировать ранее изученное содержание (знания о гуманизме); выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради |
Основные понятия и термины |
Эпоха Просвещения, разделение властей |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 19. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—507. Ю. Соколов. Осадная башня штурмующих небо.Иллюстрации: портреты деятелей Просвещения |
Комментарий к технологической карте
В начале урока делается вступление к теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований», начинающееся с небольшой повторительной беседы. Примерные вопросы для обсуждения: как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в XV—XVI вв.? Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения. Завершая беседу, учитель подчеркивает, что для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:
...Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».
Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи — столетие от конца XVII в. и до начала XIX в.
Рассмотрим методику проведения урока-конференции. Следует обратить внимание учащихся на то, что просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве. Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.
Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, об энциклопедистах, экономических учениях Адама Смита и Жака Тюрго выступают докладчики (шесть сообщений, не более чем по 5 минут каждое). В конце урока учитель подводит итоги, говоря о значении идей Просвещения.
При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.
Как организовать работу учащихся на уроке-конференции. Перед началом конференции учащиеся получают задание: слушая доклады выступающих, заполнить две первые графы таблицы «Идеи французских просветителей» (третья графа будет заполняться позже, при изучении материала о борьбе английских колоний в Северной Америке и Великой французской революции). Составление такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради. Дома они скорректируют текст таблицы с текстом учебника, внесут необходимые исправления. Проверка таблицы будет происходить на следующем уроке.
Если учитель сомневается в возможности проведения конференции, следует провести комбинированный урок, на котором он сам будет объяснять новый материал, а учащиеся по ходу его рассказа заполнят таблицу.
Возможен также вариант работы в группах. Создается семь групп учащихся, каждая получает задание познакомиться с учением кого-то одного из деятелей эпохи Просвещения и записать основные идеи его учения в таблицу. После выполнения этой работы (на нее отводится 10 минут) каждая группа предъявляет результаты своей деятельности, остальная часть класса делает записи в тетрадях.
Идеи французских просветителей
Просветители |
Основные идеи учения |
Отражение этих идей в исторических событиях, процессах |
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) |
Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства — просвещенная монархия во главе с королем-философом. |
|
Шарль Луи Монтескье (1689—1755) |
Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода — право делать то, что дозволено законом. |
|
Жан-Жак Руссо (1712—1778) |
Источник неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность. |
|
Энциклопедисты |
Издание включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех перед законом. |
|
Адам Смит (1723—1790) |
Считал, что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя. |
|
Жак Тюрго (1727—1781) |
Считал необходимыми экономические реформы, проведение которых разрушит старую традиционную экономическую систему. |
Третья графа таблицы заполняется при изучении последующих тем: художественной культуры эпохи Просвещения, борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость и Великой французской революции — и обсуждается на повторительно-обобщающем уроке.