Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Художественная культура Европы эпохи Просвещения - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Художественная культура Европы эпохи Просвещения: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных сила, утверждали могущество Разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Варианты познавательных вопросов и проблемных заданий: |
Развитие умений учащихся |
Знакомство с художественной культурой Просвещения позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала: 1. Школьники получают возможность осознать преемственные связи культуры Возрождения и Просвещения, убедиться в том, что просветители были «учениками и наследниками» гуманистов Возрождения. 2. Общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: увидеть, что искусство воспринималось просветителями как важнейший способ воздействия на общественное сознание и процесс формирования ценностей, соответствующих новой эпохе. 3. Погружение в мир искусства XVIII в., «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. 4. Знакомство с произведениями просветителей создает условия для освоения художественных особенностей языка искусства Просвещения, понимания причин некоторой его нравоучительности, назидательности, социальной направленности. 5. Историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 20. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. |
Комментарии к технологической карте
Программа курса отводит на изучение искусства XVIII столетия одно занятие, в ходе которого учитель должен воссоздать сложную панораму художественной жизни европейских стран эпохи Просвещения, познакомить с выдающимися творцами культуры и их произведениями, помочь ученикам осознать значение этого культурно-исторического пласта для современного общества.
Учитывая большой объем нового материала, проверку домашнего задания целесообразно свести к общей характеристике эпохи Просвещения. Активизируя знания семиклассников, учитель предлагает им вспомнить ранее изученный материал, организуя беседу по вопросам: почему XVIII в. вошел в историю как век Разума? Кто такие просветители? Против чего (кого) они выступали? Каковы их общественные идеалы? Каким просветители представляли себе идеального правителя, просвещенного человека? Какие средства они предлагали для переустройства общества?
Если класс достаточно подготовлен, вместо фронтальной беседы по вопросам можно обсудить такой исторический факт: во время революции прах Вольтера было решено торжественно перенести из аббатства Сельер (там друзья тайно его захоронили) в Пантеон. На катафалке, перевозившем урну, было начертано: «Он подготовил нас к революции». Предложите ученикам прокомментировать эти слова: какой смысл вкладывали в них французские революционеры? К чему именно он готовил умы современников? Эта часть урока завершается комментарием учителя, который подчеркивает, что движение просветителей объединяло в своих рядах не только философов, но и творцов искусства, вырабатывавших новый взгляд на место и роль культуры в обществе.
Знакомство с художественной культурой XVIII в. необходимо предварить коротким вступлением, в котором учитель обратит внимание на преемственную связь искусства Возрождения и Просвещения. Отчасти ученики уже знакомы с трудами Вольтера, Руссо, энциклопедистов. Это позволит им сделать вывод о том, что просветители — наследники гуманистов, и увидеть общность их взглядов на мир, человека, природу. Просветители, так же как и гуманисты, верили в безграничные возможности человека, силу его ума, мужество, способность к преобразованию существующей действительности; свою задачу видели в просвещении умов, в том, чтобы нести современникам, по образному выражению А. Н. Радищева, «истину, вольность и свет».
Вместе с тем стоит предложить ученикам задуматься над исторической оценкой взглядов просветителей, неоднозначным отношением к их философской системе. Не подлежит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру, высоко оцененную как современниками, так и потомками. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие воззрения просветителей носили утопический характер (вспомним «утопии» Возрождения), были всего лишь просветительскими иллюзиями. Насколько это суждение объективно? Что дало основания для подобной оценки? Разрешить обозначенную проблему поможет знакомство с миром художественной культуры «просвещенного столетия».
Этот процесс может быть организован двумя способами: в виде беседы с последующим обсуждением мнений о произведениях и как дискуссия в форме групповой работы. Первый вариант — достаточно традиционный и ясный. Учителям, выбравшим этот путь, предлагаем обратить внимание на некоторые комментарии, вопросы и проблемные задания, которыми можно воспользоваться во время урока.
Литература Просвещения представлена в учебнике именами Дефо, Свифта, Бомарше, Шиллера и Гёте. Учитель вправе сосредоточить больше внимания на творчестве тех авторов, которых выберет, учитывая уровень подготовки класса, наличие текстов в библиотеке и т. д. Мы рекомендуем в качестве таких авторов Дефо и Свифта: их произведения лучше знакомы семиклассникам, книги издаются ежегодно большими тиражами, работа с текстами позволяет достаточно полно представить некоторые характерные особенности искусства просветителей. Серьезную помощь в организации занятия могут оказать «Рабочая тетрадь по Новой истории» (вып. 2) и «Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре. Век Просвещения». Наличие последней дает возможность разнообразить приемы изучения нового материала, потратив на это минимальное количество учебного времени. Например, тетради избавят учителя от необходимости пересказывать биографии писателей. Ученикам предлагается прочесть текст и цветными фломастерами выделить слова, которые характеризуют этих писателей как людей эпохи Просвещения (итоги работы обсуждаются классом).
Автор «Робинзона» родился в Лондоне в семье богатого мясника по фамилии Фо. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Они отдали его в частную школу, где юноша изучал древние языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Все свободное время Дефо отдавал литературе; создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему свободы вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. В то же время его писательские труды все чаще обращали на себя внимание власть предержащих. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 г. он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение четырех месяцев переиздавался 4 раза и вызвал огромное число подражаний.
Автор «Путешествий Гулливера» родился в столице Ирландии — Дублине. Его родственники мечтали о том, что он станет священником, и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений — памфлеты, обличающие католическую церковь. Эти произведения заставили важных политических деятелей прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий.
Сюжеты произведений стоит напомнить лишь в общих чертах, отметив, что оба романа являются своеобразным манифестом просветителей. Предложим ученикам подумать над названиями романов, которые по традициям того времени были длинными: «Жизнь, необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим»; «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
Для обсуждения можно использовать вопросы: зачем открывать книгу, если читатель по заголовку может представить себе сюжет произведения? Почему Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю? Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чем же тогда дело?
Обмен мнениями позволит учащимся почувствовать просветительскую направленность произведений. Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» — представителям поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер). Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли. Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его попросту раздражало. Предложим сравнить и обсудить финалы произведений: Робинзон счастливо вернулся домой, разбогател, небезвыгодно женился и вполне счастлив; Гулливер несчастен, все вокруг раздражало его, единственное место, где он чувствовал себя спокойно,— конюшня.
В контексте обсуждения произведений стоит сделать акцент на современном звучании романов, которые породили массу подражаний и даже новый литературный жанр — «робинзонаду». В чем причина популярности произведений у современного читателя? Ответ на какие вопросы мы ищем в романах сегодня? Для решения этого задания познакомим семиклассников с четырьмя историями:
1. «Шотландский моряк Александр Селькирк поссорился с капитаном своего корабля и был высажен на необитаемый остров в Тихом океане. Здесь он провел четыре года и четыре месяца, пока не был подобран английским кораблем, командиром которого являлся известный путешественник Вудс Роджерс. Спасители были поражены диким видом несчастного моряка, полубезумного, одетого в лохмотья и почти потерявшего дар речи.» 2. «...Двое йеху, впервые появившиеся в их стране, прибыли к ним из-за моря ... они были покинуты товарищами и, высадившись на берег, укрылись в горах; затем, из поколения в поколение, потомки их вырождались и с течением времени сильно одичали по сравнению со своими одноплеменниками, жившими в стране, откуда прибыли двое их прародителей... Голова и грудь у них покрыты густыми волосами... бороды их напоминают козлиные; вдоль спины и передней части лап тянулись узкие полоски шерсти; но остальные части их тел были голые... Вооруженные сильно развитыми крючковатыми и заостренными когтями на передних и задних лапах, они с ловкостью белки карабкались на самые высокие деревья... В некоторых местах этой страны попадаются разноцветные блестящие камни, к которым йеху питают настоящую страсть; и если камни эти крепко сидят в земле, как это иногда случается, они роют когтями с утра до ночи, чтобы вырвать их, после чего уносят свою добычу и кучами зарывают ее у себя в логовищах; они действуют при этом с крайней осторожностью, беспрестанно оглядываясь по сторонам из боязни, как бы товарищи не открыли их сокровищ». 3. «Очутившись на земле целым и невредимым, я поднял взор к небу, возблагодарил бога за спасение моей жизни, на которое всего лишь несколько минут назад у меня почти не было надежды... Утешившись мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал и что мне прежде всего делать. Мое радостное настроение резко упало; я понял, что хотя и спасен, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, переодеться было не во что: мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы, а в будущем мне предстояло или умереть голодной смертью, или быть растерзанным хищными зверями... Прежде всего мне нужна была лодка, чтобы перевезти на берег те вещи, которые, по моим соображениям, могли мне понадобиться. Однако бесполезно сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя получить. Нужда изощряет изобретательность, я живо принялся за дело». 4. «Ален Бамбар, французский исследователь и путешественник, поставил на себе смелый эксперимент. В одиночку на утлом суденышке он пересек Атлантический океан, чтобы доказать, что в критических ситуациях, грозящих жизни, человек способен одержать победу над стихией, если он сможет преодолеть страх и не потеряет способности действовать. Бамбар провел в океане несколько недель и благополучно завершил свое необыкновенное путешествие. Единственным источником пищи была для него выловленная рыба».
Вопросы: Какой жизненный урок вы вынесете из услышанного: констатация ограниченности человеческих возможностей, курьезный факт, гимн возможностям человека, инструкция по выживанию в экстремальных ситуациях, предупреждение или что-то иное? Что именно?
Размышления над романами Дефо и Свифта помогут осознать социальную детерминированность искусства Просвещения: просветители считали его важнейшим средством влияния на умы людей. Отсюда и назидательность, нравоучительный характер многих произведений. Эту особенность можно проследить в изобразительном искусстве. Разговор о живописи «галантного» века стоит начать кратким обзором придворного искусства. В соответствии с целевыми установками урока, его конструкцией и наличием иллюстративного материала учитель отберет адекватные произведения «живописцев знати». После их просмотра и обсуждения класс будет готов решать логическое задание: тонкий знаток искусства и критик Дидро был современником многих выдающихся художников. Но едва ли не выше всех он ставил весьма слабого и даже слащавого художника Греза, автора многочисленных сентиментальных полотен (желательно рассмотреть одно из них). Предложим учащимся подумать над тем, что могло привлекать и восхищать Дидро в картинах Греза? Насколько их ответы будут соответствовать мнению Дидро, покажет его высказывание по поводу картины «Семья паралитика»: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?»
Сравнение мнений позволит еще раз подчеркнуть, что «певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей, подчеркивали значимость личности самого человека, мечтали об исправлении и совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и график Уильям Хогарт. Особенности его творчества станут для школьников более очевидными, если им предоставить возможность выполнить задание из «Рабочей тетради по Новой истории» или задания «Истории с назиданием», «Легко ли быть героем?», «Что отражается в «зеркале» автопортретов?» из «Рабочей тетради по мировой художественной культуре. Век Просвещения» (конечно, на уроке выполнить все задания невозможно; часть из них вполне может быть задана в качестве домашнего задания). Обсуждение произведений, созданных Шарденом, открывает перед учениками гармоничный мир просвещенного живописца. Его герои кажутся простыми и непритязательными, но автор относится к ним с глубокой симпатией. Что же ценит в персонажах своих картин Шарден? Ответ на этот вопрос — в самих произведениях. «Диалог» с полотнами этого художника дополнят задания из «Рабочей тетради по Новой истории» и задание «Говорящие вещи» из «Рабочей тетради по мировой художественной культуре. Век Просвещения».
Несколько более сложным для восприятия семиклассников является искусство Давида. Учителю необходимо обратить их внимание на то, что художник обращается к античной истории, и обсудить причины выбора подобных сюжетов. Возможно, ход обсуждения потребует исторического комментария.
Полотно «Клятва Горациев» (1794) воспроизводит фрагмент истории Древнего Рима. Тарквиний Гордый — последний царь Рима, изгнанный из города, собирает войска, чтобы силой оружия вернуть себе власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник выбрал момент, когда братья клянутся отцу победить или умереть. Герой картины «Брут» (1789) — Юний Луций Брут — знаменитый патриот, установивший республиканский строй в Риме. Он был одним из первых консулов и прославился как ярый противник тирании, безупречно честный и принципиальный политический деятель. По преданию, узнав об участии в монархическом заговоре своих сыновей, он приговорил их к смерти.
Эта информация окажется востребованной, если ученики попытаются объяснить, почему эпизоды далекой античной истории настолько взволновали современников Давида, что власти во избежание скандала пытались убрать с выставки «Клятву Горациев», а около «Брута» пришлось даже установить почетный караул из учеников художника (кстати, они были одеты в форму национальной гвардии). Для того чтобы структурировать обмен мнениями, можно использовать такую формулировку вопроса: можно ли назвать Горациев и Брута «современниками» Давида? Беседа позволит подвести учеников к выводу о том, что сюжеты произведений оказались созвучны настроению французов накануне революции. Эта часть работы может быть дополнена выполнением задания «Подслушанные разговоры» из «Рабочей тетради по мировой художественной культуре. Век Просвещения».
Музыкальное искусство эпохи Просвещения представлено именами величайших в истории культуры композиторов. Многие произведения, с которыми ученикам предстоит познакомиться на уроке,— сложные (по форме и по смыслу) философские творения. Поэтому особое значение имеет выбор музыкальных фрагментов для урока: рекомендуется отбирать небольшие произведения или отрывки, представляющие собой завершенный фрагмент; время его звучания не более 3—4 минут; количество определяется уровнем подготовленности класса и общим контекстом занятия.
Для знакомства с творчеством Баха можно предложить прослушать (на выбор): вступление и первую часть оратории «Магнификат», арию «О, сжальтесь» из «Страстей по Матфею», пьесу «Шутка», отрывки органных прелюдий и фуг, фрагменты танцевальных сюит. Эти произведения дадут возможность услышать особую мощь и красоту, гармонию и соразмерность творений Баха; понять, почему музыка композитора вызывала всяческие нарекания со стороны церковного начальства. Баха неоднократно упрекали в том, что его произведения «недостаточно богобоязненны» и слишком опероподобны. Один ученый профессор возмущался: «В церковь тащат уже всякий песенный мусор, и чем музыка веселее и танцевальнее, тем больший успех она имеет». Бах-композитор при жизни не пользовался особой популярностью среди современников, гораздо больше он был известен как исполнитель. Однако в наше время едва ли найдется классик, исполняемый столь часто; во всем мире записи его музыки расходятся огромными тиражами. Предложим ученикам подумать над вопросом: в чем причина интереса современного слушателя к музыке Баха?
Из произведений Моцарта рекомендуем выбрать для прослушивания начало симфонии № 41 соль-минор, увертюру к опере «Свадьба Фигаро», один-два фрагмента «Реквиема». Прекрасная, искрящаяся, светлая музыка симфоний и опер Моцарта производит сильное эмоциональное впечатление. Личностный отклик будет более осознанным, если предложить ученикам высказать свое впечатление от прослушанного и прокомментировать слова А. Г. Рубинштейна: «Вечный свет в музыке. Имя тебе — Моцарт!» «Реквием» необходимо предварить кратким пояснением учителя об истории создания произведения и его особенностях.
Из наследия Бетховена особого внимания требуют симфонии. На уроке целесообразно остановиться на трех: «Лунной», «Героической» и «Аппассионате». Каждая из них — жизненный рубеж для композитора. Даже небольшие фрагменты, которые ученики услышат на уроке, дадут яркое, образное представление о титанической мощи музыки глухого гения. Образ вечного мятежника и бунтаря в его музыке как нельзя лучше соответствовал личности самого Бетховена, одного из первых композиторов, кто решился отстаивать свое человеческое достоинство в обществе. Напомним, что в XVIII в. к актерам, художникам, композиторам относились крайне пренебрежительно, приравнивая их к обычным слугам. В свое время по приказу архиепископа, в услужении которого находился Моцарт, композитор был жестоко избит. Актеров церковь вообще запрещала хоронить на кладбище, в освященной земле (после смерти знаменитой французской драматической актрисы Адриенны Лекуврер друзья так и не смогли похоронить ее в соответствии с обычаями). Бетховен восстал против такого унижения и всегда подчеркивал свою принадлежность к музыкантам.
Завершает урок возвращение к проблеме исторической оценки воззрений просветителей. Если на занятии для этого нет времени, то эта работа может стать частью домашнего задания.
Второй вариант изучения нового материала — групповая работа — предполагает предварительную подготовку урока. Прежде всего необходимо заранее предупредить учащихся о необычном занятии, рассказать, как оно будет проходить, и разбить класс на три группы, каждая из которых получает задание.
Тема урока условно обозначена так: «Настало время сопоставить времена» (Н. Я. Эйдельман). Его цель заключается в том, чтобы предоставить возможность школьникам установить преемственные связи между эпохами, найти те общечеловеческие гуманистические ценности, провозглашенные просветителями и актуальные для современного общества. Для всех групп — одно проблемное задание № 2 (см. технологическую карту), в рамках которого они готовят свои выступления. Первая группа готовит свой вариант, основываясь на произведениях литературы; вторая — изобразительного искусства; третья — музыки. Естественно, учитель рекомендует научно-популярную литературу для подготовки, предварительно консультирует учащихся, помогает отобрать произведения или фрагменты из них, советует, что можно прочитать, посмотреть, послушать в классе, когда группа будет предъявлять свой проект. По ходу выступления участники записывают на доске то, что, по их мнению, оставил нам в наследство век Просвещения. В результате получается некий реестр, позволяющий увидеть, насколько совпадают или отличаются представления школьников о вечных ценностях.
В домашнем задании необходимо учесть вопросы и задания методического аппарата учебника и рабочих тетрадей. Там, где есть возможность, следует рекомендовать посещение музея для знакомства с искусством эпохи Просвещения или обратиться к альбомам по искусству (слайдам, видеофильмам) и еще раз посмотреть произведения мастеров, с творчеством которых ученики познакомились на уроке.