Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Османская империя - КРИЗИС ИМПЕРИЙ В ЕВРОПЕ В СЕРЕДИНЕ XIX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель урока: познакомить учащихся с государством — представителем мусульманской цивилизации, выяснить сходство и различие в формах правления, внутренней и внешней политике по сравнению с западноевропейскими странами.
Основное содержание: Устройство Османской империи. Национальные проблемы и пути их разрешения. Конфессиональное размежевание подданных и его значение. Политика европейских держав в отношении Османской империи. Начало реформаторского движения, причины его неудач.
Основные понятия: конфессия.
Оборудование урока: карта «Османская империя в XIX в.».
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Устройство Османской империи.
3. Необходимость реформ и их практическое претворение.
4. Политика европейских держав в отношении Османской империи.
Ход урока
Примечание. В учебнике А.Я. Юдовской отсутствует параграф об Османской империи. Он есть только в учебнике А. А. Кредера. Поэтому в классах, работающих по первому учебнику, учителю придется ограничиться материалами нашего пособия.
1. Проверка знаний — устный опрос: найдите общие причины революций 1848—1849 гг. в Австрии, Германии и Италии. Укажите национальные особенности причин революций в каждой из названных стран. Чего добились народы этих трех стран в ходе революций? В чем причина поражения революций в каждой из вышеназванных стран?
2. Во вступительном слове учитель, показывая на карте границы Османской империи, напоминает учащимся, что Османская империя по форме правления — теократическая абсолютная монархия. Абсолютная монархия — поскольку ее главой является султан (султанат). Теократическая — поскольку султан одновременно являлся главой всех мусульман, проживавших в его государстве, — халифом. Основной вопрос всех феодальных государств — о земле — был решен следующим образом: вся земля принадлежала султану, который раздавал ее за службу воинам (сипахам). Те, в свою очередь, раздавали землю крестьянам на условиях наследственного пользования. Обладая сильной армией, Османская империя к XVIII в. захватила Ближний Восток, Северную Африку, Юго-Восточную Европу.
3. Вопрос изучается путем заполнения таблицы:
РЕФОРМЫ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX в.
|
4.
ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИХ ДЕРЖАВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Страна |
Содержание политики |
Россия |
Границы с Османской империей продвинулись к внутренним районам империи, заселенной турками |
Франция |
Подчинила себе Алжир и Тунис, стремилась установить свое влияние в Сирии и Ливане |
Англия |
Подчинила Египет и Кипр, стремилась установить свое влияние в районе Персидского залива и в Месопотамии |
Австро-Венгрия |
Ввела свои войска на территорию Боснии и Герцоговины |
Германия |
Тесное сближение с Османской империей после прихода к власти Вильгельма II, объявившего себя «покровителем всех мусульман». Утверждение влияния Германии шло через строительство железной дороги Берлин — Стамбул — Багдад |
Все европейские державы стремились не допустить полного краха Османской империи из-за боязни усиления России на Балканском полуострове и на Ближнем Востоке.
Домашнее задание: А. А. Кредер, § 28; в классах, работающих по учебнику А. Я. Юдовской, — конспект урока. В этой связи предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по составлению конспекта, которые можно разместить в методическом уголке или записать для сведения учащихся в их рабочие тетради.
КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сделайте выводы.
3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте ручки и карандаши разных цветов (Завуч. 2000. № 7. С. 60).