Франция, Англия - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование

Франция, Англия - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель урока: раскрыть причины революционных событий 1830 и 1848 гг. во Франции, дать представление об экономическом развитии Англии и особенностях ее промышленного развития, связи общественного и экономического развития.

Основное содержание: Экономика и политика. Революции 1830 и 1848—1849 гг. в Европе и их значение.

Основные понятия: чартизм.

Оборудование урока: карта «Мир в 1870 г.».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Франция после Наполеона Бонапарта.

3. Революция 1830 г.

4. Революция 1848—1849 гг.

5. Экономическое развитие Англии в первой половине XIX в.

6. Политическое развитие Англии.

Ход урока

1. Проверка знаний в форме устного и письменного опроса.

Вопросы: покажите территорию Османской империи в начале и конце XIX в. Чем объяснить эти территориальные изменения? Охарактеризуйте систему политической власти в Османской империи в начале XIX в. Расскажите о периоде Танзимата или Зулюма (по выбору) в истории Османской империи. В чем вы видите причины неудач попыток реформ, предпринятых в Османской империи?

Письменный опрос (по карточкам). Раскройте понятия: «Лоскутная империя» — это ...

Теократическое государство — это ...

Танзимат (...) — это ...

Зулюм (...) — это ...

«Новые османы» — это ...

2. Учитель дает краткий обзор событий, предшествующих революции 1830 г. После свержения с престола Наполеона I до 1830 г. Франция по-прежнему осталась монархией, но ограниченной, или конституционной. Шаткость власти, подчеркивает учитель, объясняется нахождением политической власти в руках дворянства, а основных богатств — в руках бесправной буржуазии. О Людовике XVIII и Карле X сообщаем в пределах изложенного в учебнике.

3. Причины, ход и итоги революции 1830 г. во Франции раскрываются самим учителем или путем самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. При любых вариантах возможна краткая запись в виде таблицы:

4.

РЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИИ 1830 г.


                                                 

Причины

Ход

Итоги

Политическая власть в руках дворянства, земля, предприятия, банки в руках бесправной буржуазии и крестьянства. Реакционная политика Карла X: компенсации дворянам, роспуск Национальной гвардии, отдача образования под контроль церкви

26 июля — роспуск неугодной королю палаты депутатов, изменение избирательного закона. 27 июля — начало революции, появление баррикад.

    

28 июля — всеобщее восстание, бой с войсками, взятие арсенала, ратуши.

    

29 июля — взятие королевского дворца Тюльри. Победа революции

Дворянская аристократия лишилась власти, которая перешла в руки крупной буржуазии.

    

Установление буржуазной монархии. Фактический распад Священного союза. Бурное развитие капитализма во Франции: с 1815 по 1848 г. объем промышленного производства увеличился на 60 %


Эту таблицу при недостатке времени на уроке можно дать как домашнее задание для закрепления изученного материала. Возможно использование отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «30 июля. (Париж) 1830 г.»:

Ты мог быть лучшим королем, Ты не хотел. Ты полагал Народ унизить под ярмом. Но ты французов не узнал! Есть суд земной и для царей. Провозгласил он твой конец: С дрожащей головы твоей Ты в бегстве уронил венец... О! чем заплатишь ты, тиран... За кровь людей, за кровь граждан.

(Лермонтов М.Ю. Собр. соч. М., 1957. С. 160-161.)

Вопросы: к кому обращены эти строки? Почему события июля 1830 г. во Франции вызвали такую бурную реакцию во всей Европе?

4. Примерно по такой схеме изучается вопрос и о революции 1848 г.


РЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИИ 1848 г.

Причины

Ход

Итоги

Внутренняя политика Луи-Филиппа, тормозившая развитие капитализма. Налоговый гнет крестьян, высокие таможенные пошлины на ввоз угля и металла. Коррупция в высших эшелонах власти. Ограниченность избирательного права (240 тыс. избирателей при 35 млн. населения страны)

24 февраля — восстание в Париже — начало революции. Свержение июльской монархии, образование Временного правительства.

25 февраля — провозглашение второй республики. 4 мая — открытие Учредительного собрания. 22 июня — закрытие национальных мастерских. 23—26 июня — восстание парижских рабочих. Ноябрь — декабрь: принятие конституции, избрание Луи-Наполеона Бонапарта президентом республики

К власти пришла буржуазия, Луи-Наполеон совершил государственный переворот 2 декабря 1851 г. Во Франции завершился переворот, в несколько раз выросло промышленное производство, по объему которого страна вышла на второе место в мире


(Возможен перенос заполнения таблицы в домашнее задание.)

5. Рассмотрение вопроса начинаем с решения задач в рамках исторической математики. На доске записаны условия задач.

1. В 1851 г. промышленное население Англии составляло 43% от общего числа жителей — 21 млн. человек. Вопрос: какова была численность промышленного населения Англии в 1851 г. в абсолютных величинах? Ответ: более 9 млн. человек.

2. За 1835—1849 гг. длина железных дорог в Англии увеличилась с 540 до 9500 км. Вопросы: математический: во сколько раз увеличилась протяженность железных дорог? Исторический: о чем свидетельствует этот факт? Ответ: в 17,6 раза, что свидетельствует о бурном экономическом подъеме, переживаемом страной.

3. Население Англии с середины XVIII до середины XIX в. выросло соответственно с 5,5 млн. до 21 млн. человек, а Лондона — с 0,4 млн. до 2,5 млн. человек. Вопрос: математический: во сколько раз увеличилось население страны и ее столицы? Исторический: о чем свидетельствуют эти факты? Ответ: население страны возросло в 3,81 раза, столицы — в 6,25 раза. Это свидетельствует об ускоренном развитии капитализма в стране, благоприятных социально-экономических условиях жизни людей.

Дальнейший материал излагается в рамках учебника. Возможна запись схемы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

Механизация производства

///

Превращение Англии в развитую индустриальную страну, торговую державу, «мастерскую мира».

///

Дальнейшее разделение труда, появление новых отраслей и профессий.

///

Массовое разорение классов традиционного общества, рост основных классов капиталистического общества.

///

Быстрый рост городов, новых промышленных районов, развитие транспорта.


В классах с высоким уровнем знаний возможно усложнение задания. Указанная схема записывается на доске в произвольном порядке, после чего восьмиклассникам предлагается пронумеровать эти особенности в логической последовательности.

О развитии чартистского движения — в пределах изложенного в учебнике. Возможно заполнение таблицы:

ЧАРТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АНГЛИИ XIX в.

Цели и формы борьбы

Основные проявления

Итоги

Установление всеобщего избирательного права для мужчин мирным путем — обращения в парламент с общенациональной петицией. Наличие двух направлений: «моральной» и «физической» силы

1839 г. - 12 800 тыс. подписей под петицией. 1842 г. - 3300 тыс. подписей. 1848 г. — 5,5 млн. подписей. Создание чартистской партии с числом членов до 40 тыс. в 1842 г.

Установлен 10-часовой рабочий день, ограничен труд детей, повышена зарплата, проведена избирательная реформа


6. Политическое развитие Англии изучается в пределах учебника. Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 9—12; А. А. Кредер, § 6—7, 9. Возможно в качестве домашнего задания дать закончить начатые в классе таблицы; составить сравнительную таблицу по истории французских революций:

ТРИ РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ

Революции

Цели и задачи

Итог и значение

Великая французская революция 1789—1794 гг.



Революция 1830 г.



Революция 1848 г.








Для любых предложений по сайту: [email protected]