Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Италия - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель урока: показать героизм и самоотверженность итальянского народа в борьбе за независимость, познакомить с достижениями итальянской культуры XIX в., доказать ее связь с освободительным движением в стране.
Основное содержание: Борьба за независимость. Революционная деятельность Гаррибальди и политика Мадзини. К. Кавур. Итальянская культура. Музыка Д. Верди.
Личность в истории: Д. Гарибальди, Д. Мадзини, К. Кавур, Д. Верди.
Оборудование урока: карта «Объединение Италии».
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Два пути объединения страны.
3. Итальянская культура.
Ход урока
1. Контроль уровня знаний может проходить не на уроке, а путем проверки письменного домашнего задания — сравнительной таблицы «Три революции во Франции».
2. Революционную деятельность Д. Таррибальди, политику Д. Мадзини и К. Кавура целесообразно изучать по учебнику. Во вступительном слове учитель показывает на карте государства, существовавшие на месте современной Италии в первой половине XIX в., и говорит о стремлении всех слоев населения этих стран к объединению. Затем возможны сообщения трех учащихся, заранее получивших задание поработать над изучением личностей указанных выше деятелей. Альтернативными являются работа с текстом учебника (в хорошо подготовленных классах) или рассказ самого учителя о процессе объединения Италии с краткой записью событий в виде таблицы.
Полезно перед началом изучения процесса объединения Италии поставить вопрос: каким путем — «снизу» или «сверху» — было совершено на деле объединение страны?
ХРОНИКА БОРЬБЫ ЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ
Даты |
События |
Январь 1848 г. |
Восстание в Палермо против неополитанских Бурбонов |
Март 1848 г. |
Восстания в Милане и Венеции против австрийского владычества. Объявление войны Пьемонтом Австрии, провозглашение в Венеции республики |
Ноябрь 1848 г. |
Народное восстание в Риме, бегство Папы, образование светского правительства |
Февраль 1849 г. |
Провозглашение Римской республики |
Июнь 1849 г. |
Осада и капитуляция Рима |
Август 1849 г. |
Капитуляция Венеции |
Апрель 1859 г. |
Начало войны Сардинского королевства с Австрией |
Май 1859 г. |
Победа франко-итальянской армии над австрийцами в битве при Мадженте |
24 июня 1859 г. |
Победа союзников над австрийцами в битве при Сольферино |
Март 1860 г. |
Созыв первого «итальянского» парламента |
Весна 1860 г. |
Восстание на о. Сицилия. Поход «тысячи» Д.Гарибальди |
19 августа — 19 октября 1860 г. |
Высадка войск Гарибальди на материке, плебесцит, провозглашение Виктора- Эммануила II королем Неаполя |
1861 г. |
Провозглашение Итальянского королевства в составе Пьемонта и соединившихся с ним областей |
Лето 1870 г. |
Ввод итальянских войск в Рим. Завершение объединения Италии. Рим — столица |
1874 г. |
Торжественный въезд Д. Гарибальди в Рим как депутата парламента |
3. Вопрос об итальянской культуре недостаточно изложен в обоих учебниках. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение школьной лекции по этому вопросу.
«Итальянское искусство играло огромную роль в борьбе за объединение страны. Многие видные литераторы в своих произведениях прославляли героев борьбы против французского и австрийского владычества. В своих стихах и трагедиях Уго Фасколо (1778—1827) прославлял свободу и ее героев. Он был автором романа «Последние письма Джакопо Ортиса». Джакомо Леопарда (1789—18.37) — романтик. В таких стихах, как «К Италии», «На памятник Данте», он с грустью говорит о поруганной и угнетенной родине. К романтическому направлению в искусстве принадлежал и крупный писатель Александро Мадзони (1785—1873).
В своей лирике он оплакивал судьбу порабощенной родины. В романе «Обрученные» Мадзони описывает судьбу молодой крестьянской пары, разлученной обстоятельствами.
Главное место в итальянской музыке XIX в. принадлежит опере — жанру, очень любимому народом и опиравшемуся на народно-песенные традиции. Всемирную известность завоевал
выдающийся итальянский композитор Джоаккино Россини (1792— 1868) — автор многих комических опер, в том числе и «Севильского цирюльника», до сих пор не сходящего с оперной сцены ведущих театров мира.
Творчество Джузеппе Верди (1813—1901) явилось вершиной итальянской оперной школы. Верди был тесно связан с национально- освободительным движением, в котором он принимал и личное участие. Композитор уделял значительное внимание вопросам драматургии, был весьма взыскательным в выборе литературного источника для своих произведений. В трех операх: «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» — композитор проявляет себя как художник- гуманист, противник социальной несправедливости. Свое творчество великий композитор блестяще завершил двумя операми по трагедиям Шекспира — «Отелло» и «Фальстаф».
В отличие от музыки изобразительное искусство Италии XIX в. потеряло свое мировое значение. Наиболее известным скульптором был Лнтонио Канова (1757—1822). Его произведения подражали античным образцам, отличаясь от них сентиментальностью и слащавостью. Наиболее известны его статуи «Амур и Психея», «Паолина Боргезе в образе Венеры» и эффектное надгробие римского папы Климента XIII (По материалам «Всемирной истории»: В 24 т. Минск, 1998. Т. 17. С. 464-468, обработка авторов).
Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 10—11, 13; А. А. Кредер, § 10, 12.