Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Крымская война - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ (1825—1855)
Цель урока: выявить причины и значение войны в истории России, показать героизм русской армии в ходе войны.
Основное содержание: Крымская война и ее значение.
Оборудование урока: карта «Крымская война».
План урока.
1. Проверка знаний.
2. Периодизация Крымской войны.
3. Синопская победа.
4. Оборона Севастополя.
Ход урока
1. Проверка знаний — устный опрос. Как проходила борьба России за присоединение Кавказа? Почему Россия поспешила выполнить роль «жандарма Европы» в событиях 1849 г. в Венгрии?
2. События Крымской войны систематизируются в форме таблицы:
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг.
|
3-й и 4-й вопросы излагаются в рамках учебника.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ
«5—6 июня 1855 г. во время 4-й бомбардировки и штурма города союзная артиллерия сделала 72 тысячи выстрелов, тогда как русская вследствие ограниченности запасов пороха смогла ответить лишь 19 тысячами. И только точность русского огня и штыковые атаки обеспечили победу севастополыдев. Нахимов стремился уберечь солдат от огня противника. Для строительства блиндажей он разрешил взять ценнейший корабельный лес, из парусины шили мешки, в которые насыпали землю и использовали при сооружении укреплений. Капитан 1-го ранга Зорин предложил прикрывать прислугу у орудий от пуль противника щитами из толстых корабельных тросов. Нахимов распорядился отдать весь старый, а затем и новый такелаж.
Большую активность проявили севастопольцы в подземной противоминной борьбе. Когда французы начали подкоп под 4-й бастион, штабс-капитан Мельников стал вести контрподкопы и взрывал подземные галереи противника. Корабли, стоявшие в бухте, вели огонь по врагу, служили транспортным средством, парусники Нахимов использовал под плавучие батареи и госпитали.
Нахимов не боялся доверить рядовому выполнение заданий, которые требовали понимания обстановки на поле боя. Использовалась своеобразная система сигнализации: днем семафорным телеграфом, флажками и вымпелами, ночью — световыми сигналами.
28 июня Нахимов на Малаховом кургане в полный рост стоял на бруствере бастиона, возле которого погиб Корнилов. Он осматривал позиции французов, и в этот миг вражеская пуля смертельно ранила адмирала. Свыше трех часов длилось прощание севастопольцев с великим флотоводцем. Тело его было накрыто тем самым флагом, который развевался на его корабле в Синопском сражении. Союзники на время похорон прекратили военные действия и, отдавая дань уважения русскому адмиралу, приспустили флаги на своих кораблях.
27 августа французы захватили Малахов курган. Участники обороны затопили оставшиеся корабли, взорвали бастионы и покинули город. Русская Троя завершила свою 349-дневную героическую эпопею» (Яковер Л. Б. Занимательные истории... С. 181).
Вопросы: кто проиграл в этой войне — русская армия или российская экономика? Можно ли это доказать примером из текста? Правомерно ли сравнение Севастополя с Троей? Свое мнение обоснуйте. Почему даже противники отдали последние воинские почести адмиралу Нахимову?
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 10, составить хронологическую таблицу (учитель называет первое и последнее события, которые надо занести туда):
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг.
Дата |
События и их значение |
4(16) октября 1853 г. — 18 (30) марта 1856 г. |
Начало военных действий на Дунае и в Закавказье. (...) Подписание мирного договора между участниками войны |