Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
«Золотой век» русской культуры - РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. - НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ (1825—1855)
Цель уроков: познакомить учащихся с основными достижениями русской культуры указанного периода, воспитать у учащихся чувство гордости за отечественную культуру.
Основное содержание: Развитие науки и образования. Путешествия и открытия. Печать. Литература. Архитектура. Живопись. Музыка. Театр. Культура народов России.
Основные понятия: «золотой век» русской культуры.
Личность в истории: Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, В. Д. Петров, Б. С. Якоби, Н. М. Карамзин, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. Ф. Крузенштерн, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, В. М. Головнин, Г. И. Невельский, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, М. И. Глинка, М. С. Щепкин.
Оборудование уроков: альбомы по искусству, видеокассеты, книги и т. д.
Методические рекомендации: интереснейшая тема, позволяющая решить эти уроки в различных формах. В зависимости от местонахождения своей школы учитель может выбрать любое методическое решение этой темы или по своему усмотрению сочетать те или иные формы уроков.
1. Урок-экскурсия
Для школ Москвы, Петербурга, областных центров, располагающих художественными музеями, галереями, выставочными залами, архитектурными памятниками указанного периода. Проводится совместно с музейными работниками или сотрудниками городского бюро путешествий и экскурсий. Возможно посещение церквей, построенных в первой половине XIX в.
2. Урок-концерт (спектакль)
Урок-концерт сочетает в себе элементы урока-экскурсии. Предусматривает посещение оперных или драматических театров, филармоний, учащиеся знакомятся с постановками драматических произведений авторов того периода или музыкальными произведениями той поры.
3. Машина времени
Для школ сельской местности и небольших городов. При наличии видеоматериалов возможен просмотр соответствующих документальных или учебных фильмов.
4. Урок — защита рефератов
При выборе этого варианта учитель за месяц до проведения урока просит учащихся выбрать среди 25 выдающихся деятелей русской культуры, указанных в программе, творчество одного для написания реферата как обзорного, так и проблемного (первый опыт) характера. Реферат должен содержать краткие сведения о жизни и деятельности данной личности, ее творчестве.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. А. С. Пушкин и декабристы.
2. А. С. Грибоедов — выдающийся русский дипломат.
3. Н. И. Пирогов — врач и патриот.
4. Н. И. Лобачевский — ректор Казанского университета.
5. В. А. Жуковский — главный воспитатель царя-освободителя.
6. Державность в творчестве М.И. Глинки и др.
5. Урок-игра «Кто хочет стать отличником?»
Методика проведения этой игры описана в плане уроков 10—11 данной книги.
I тур
Отборочный тур: расставьте данных литераторов в хронологическом порядке:
а) М. Ю. Лермонтов; б) Н. В. Гоголь; в) А. С. Пушкин; г) А. С. Грибоедов. (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов.)
1. Кто был автором «Философических писем»:
а) П. Я. Чаадаев; б) В. Г. Белинский; в) Н. Г. Чернышевский; г) А. С. Грибоедов.
2. Высший церковный сан в православии:
а) патриарх; б) митрополит; в) архимандрит; г) инок.
3. Кого готовили в лицеях:
а) штабных офицеров; б) придворных; в) высших государственных чиновников; г) разведчиков.
4. Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге:
а) А. Н. Воронихин; б) О. Монферран; в) Дж. Кваренги; г) К. И. Росси.
5. Крупнейший русский математик первой половины XIX в.:
а) П. Л. Чебышев; б) Н. И. Лобачевский; в) Ф. К. Магницкий; г) В. С. Якоби.
II тур
Отборочный тур: расставьте фамилии деятелей русской культуры первой половины XIX в. соответственно роду деятельности: музыкант, живописец, литератор, путешественник:
а) В. А. Жуковский; б) М. И. Глинка; в) М. П. Лазарев; г) П. А. Федотов. (М. И. Глинка, П. А. Федотов, В. А. Жуковский, М. П. Лазарев.)
1. Кто из этих путешественников участвовал в первом в истории России кругосветном путешествии:
а) Ф. Ф. Беллинсгаузен; б) М. П. Лазарев; в) В. М. Головнин; г) Ю. Ф. Лисянский.
2. Кто из известных русских литераторов одновременно был выдающимся дипломатом и талантливым композитором:
а) А. И. Герцен; б) М. Ю. Лермонтов; в) А. С. Грибоедов; г) А. С. Пушкин.
3. Где был открыт первый в России ботанический сад:
а) в Москве; б) в Крыму; в) в Одессе; г) в Петербурге.
4. Кто был одновременно крупнейшим историком России и известным писателем:
а) В. Н. Татищев; б) М. М. Щербатов; в) Н. М. Карамзин; г) Т. Н. Грановский.
5. Русский художник, автор картины «Явление Христа народу»:
а) А. А. Иванов; б) О. А. Кипренский; в) К. П. Брюллов; г) П. А. Федотов.
(правильное выделено)
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 11—14.