Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
КИТАЙ. МОНГОЛИЯ — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: показать особенности политического и социально-экономического развития Китая и Монголии после Второй мировой войны; выявить причины политического противостояния в китайском обществе и победы коммунистов; охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Мао Цзедуна; показать успехи экономического развития современного Китая и его роль в современном мире.
Развивающая: развитие аналитического подхода к оценке исторического развития данных государств.
Воспитательная: воспитание уважения к национальным традициям и обычаям всех народов.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: политическая карта мира, атлас, учебник, таблица, схема.
План изучения темы:
1. Разделение Китая после Второй мировой войны:
а) появление КПК в Северо-Восточном Китае;
б) верховенство гоминьдановской партии в остальных регионах;
в) разгром Национально-освободительной армии Китая войсками гоминьдана;
г) создание Китайской Народной Республики, приход КПК к власти 1 октября 1949 г.
2. Социально-экономические изменения в 50-х годах:
а) в 1949—1952 гг. Коммунистическая партия Китая успешно осуществила аграрную реформу;
б) реформы, проведенные в 1950—1952 гг., и предпосылки социалистического строительства;
в) осуществление индустриализации.
3. Политическая структура Китайской Народной Республики:
а) принятие новой Конституции 1954 г. и политическое устройство КНР;
б) КНР во время “большого скачка” и “культурной революции” (1958—1969 гг.).
4. Современная внутренняя и внешняя политика Китая:
а) народные движения в Пекине в 1988—1989 гг.;
б) реформы в начале 90-х годов;
в) политические и экономические отношения Китая с другими странами.
5. Изменения в развитии Монголии в 50—90-х годах:
а) развитие народного хозяйства;
б) политика индустриализации;
в) второй период кооперации на селе;
г) экономическое положение и пути политического развития МНР в 80—90-х годах;
д) политика “открытых дверей” МНР;
е) отношения между Казахстаном и Монголией.
Ответы дополняются объяснениями преподавателя, учащимся дается новая тема.
Первый вопрос начинается с характеристики Китая, в конце Второй мировой войны находившегося под контролем двух крупных политических групп (можно использовать карту).
Во втором вопросе раскрывается суть политики “большого скачка”, принятой в 1938 г. Можно расширить содержание вопроса дополнительным материалом, дав учащимся задание заполнить таблицу.
Годы |
Задачи “большого скачка” |
Политика “культурной революции” |
Противоречия |
Мероприятия “культурной революции” |
Делается обзор внутренней и внешней политики Китая в 80-х годах и современный период. Раскрывается суть народных движений и студенческих выступлений в Пекине и других городах в 1989—1990 гг. Силами армии студенческие движения были подавлены, реформы продолжились, и внутреннее положение стабилизировалось. Во внешней политике руководство КНР в 1979 г. осложнило отношения с Вьетнамом. Обратить внимание на взаимоотношения с СССР и Казахстаном.