ИНДИЯ. ПАКИСТАН — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

ИНДИЯ. ПАКИСТАН — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Цели урока:

Образовательная: показать особенности политического и социально-экономического развития указанных государств после войны; раскрыть роль лидеров этих стран в пост колониальный период и в обретении государственной независимости.

Развивающая: учить объективно анализировать исторические события на примере этих государств.

Воспитательная: воспитание уважения к борьбе народов за независимость и национальную самобытность.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: политическая карта мира ХХ в., атлас учебника.

Вид занятия: смешанный.

Основные понятия: действие “сатьяграха”, план Маунбеттена, “зеленая революция”, Джаната парти, государство Халистан, “курс Неру”, монархическая страна.

План изучения темы:

1. Падение колониальной системы империализма. Создание независимых государств в Азии и Африке.

2. Обретение Индией независимости и провозглашение ее республикой.

3. Забастовки народных масс.

4. Экономическое развитие Индии.

5. Политическое положение новой Индии. Политические партии, социальные кризисы (1960—1990 гг.).

6. Внешняя политика Индии. Взаимоотношения Советского Союза и Индии.

7. Обретение независимости странами Южной Азии.

8. Внутренняя и внешняя политика Пакистана.

9. Война между Индией и Пакистаном.

10. События 1970—1971 гг., создание Бангладеша, его политико-экономическая жизнь.

Знакомство с новой темой начинается с вопроса, посвященного краху колониальной системы империализма.

Вопросы для учащихся:

1. Какие страны Азии и Африки добились независимости в 1940, 1950 и 1960 гг.? Отвечая, нужно не только назвать страны, но и показать их на карте.

2. Какое влияние на усиление национально-освободительных движений оказали Вторая мировая война и победа СССР в Великой Отечественной войне?

3. Какие демократические государства появились в Азии?

Отвечая на вопросы, учащиеся показывают независимые государства на карте. Затем преподаватель ставит проблемный вопрос: почему гражданские войны в Восточной и Юго-Восточной Азии отличались особой организованностью?

Рассказать о намерении английских лейбористов предоставить Индии свободу. Но перед тем как были выведены колониальные войска, Индия разделилась на два государства: Индийский Союз (группа провинций и княжеств) и Пакистан. Для раскрытия содержания этого вопроса следует использовать материал хрестоматии “План Маунбеттена”.

После Второй мировой войны положение страны было тяжелым. Здесь надо рассказать о массовых забастовках рабочих в 1945 г. в Бенаресе, Мадрасе, Калькутте, Бомбее. Под давлением народных масс лейбористы были вынуждены в 1947 г. предоставить Индии независимость. В ночь с 14 на 15 августа известный индийский политический деятель Дж. Неру над Красным фортом в Дели поднял трехцветный индийский флаг — символ независимости страны. Обращаясь к народу, он заявил: “Ночью, когда народ всего мира спит, Индия проснется независимой и свободной. Грядет новое время в истории. Мы оставляем старое в прошлом и переходим к новой жизни, новой эпохе. В течение двух веков народ, живший в рабстве, обретет свободу, 200-летнее правление англичан в Индии закончилось”.

Ознакомить учащихся с биографией Дж. Неру.

Затем рассматривается государственное устройство Индии. В 1950 г. была принята Конституция, и 26 января 1950 г. провозглашена Республика Индия. В качестве дополнительного можно привлечь материал хрестоматии. В стране сформировалась демократическая система правления, образовалось несколько политических партий (табл. 25).


Таблица 25

Даты

Руководители ИНК

1959—1964 гг.

К. М. Ганди, Дж. Неру

1964—1966 гг.

Л. Б. Шастри

1966—1984 гг.

Дочь Неру — И. Ганди

1984—1989 гг.

Внук Неру — Р. Ганди

1991—1996 гг.

Н. Рао


Противоборствующие партии

50-е годы

Рабоче-крестьянская партия

1957 г.

Республиканская партия

1959 г.

Партия Сван, татри

1967 г.

Партия индийской революции

1977 г.

“Конгресс ради демократии”


В январе 1966 г. премьер-министром Индии назначается дочь Дж. Неру — Индира Ганди. Учившаяся в университетах Швейцарии, Англии и Индии, она с молодости участвует в национально-освободительной борьбе. В 1938 г. И. Ганди становится членом ИНК, а в 1950 г. назначается его председателем.

Делая обзор политического положения Индии в конце 60-х — середине 70-х годов, нужно обратить внимание на пакистанский кризис 1970—1971 гг.

Говоря о борьбе Индии за независимость, напомнить о значении “20-статейной программы” И. Ганди для народа. В 1980 г. она снова пришла к власти. Внутренние противоречия Индии в то время обострились религиозными национальными движениями. Из-за стремления подавить бунты сикхов и введения войск в Золотой храм в 1984 г., на И. Ганди было совершено покушение. После ее смерти к руководству ИНК пришел ее сын Раджив Ганди, который стремился внести новшества в “курс Неру”.

“Курс Неру” Р. Ганди:

1) развитие свободных частнособственнических отношений;

2) льготы для иностранного капитала;

3) развитие электронного производства и товаров на экспорт.

Далее следует проанализировать внутренние противоречия, которые существовали в период правления Р. Ганди:

1) движение сикхов;

2) столкновения в Джамму и Кашмире;

3) скандалы между кастами “Прадеш” и “Бихарда”.

Итогом противоречий стало убийство Р. Ганди тамильскими террористами во время проведения парламентских выборов в 1991 г. Новый руководитель ИНК Нарисимаха Рао приступил к созданию коалиционного правительства.

Установились рыночные отношения:

— обанкротившиеся государственные предприятия были приватизированы;

— в 34 экономические сферы был привлечен иностранный капитал;

— частным предпринимателям была предоставлена свобода.

Рассказать о политических ошибках, допущенных при правлении Н. Рао в 1996—1999 гг. Трижды проводились парламентские выборы, сменились три правительства. После Н. Рао к партийной власти пришла вдова Р. Ганди С. Н. Ганди. Однако она не сумела удержать власть, которая была передана А. Б. Ваджпаю.

Последний вопрос — внешняя политика Индии — завершает занятие.

Рассматривая этот вопрос, необходимо обратить внимание учащихся на то, что одним из первых государств, стремившихся установить мир, была Индия. Так, в 1950— 1970 гг. она способствовала прекращению войн на Корейском п-ове, в районе Индокитая, Ближнего Востока (показать эти страны на карте, рассказать о духовной помощи стран Азии и Африки этим государствам).

Вместе с КНР Индия стремилась не принимать участия в гонке ядерных вооружений, несмотря на сближение с СССР. 9 августа 1971 г. она подписала Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с США и Китаем.

Восточный Пакистан стремился раздробить страну на части. В ноябре 1986 г. была принята Делийская декларация о неприменении ядерных сил и миролюбивых принципах. Дополнить тему материалом из хрестоматии.

Страны Южной Азии включают несколько государств со схожими духовно-культурными традициями и историей. В них сосредоточено большое количество религиозных течений (табл. 26).


Таблица 26


Религиозный состав населения Индии в начале 80-х годов


Народы

%

Индусы

82,7

Мусульмане

11,2

Христиане

2,6

Сихидисты

1,1

Буддисты

0,7


Пакистан, стремясь к независимости, пережил четыре военных переворота. В 1971 г. от него отделился Бангладеш, став независимым государством; сейчас он является парламентской республикой. Дать обзор политического положения, религиозных противоречий в Шри-Ланке, Мьянме и Бутане. Подробно остановиться на трех кровопролитных войнах между Индией и Пакистаном в районе Джамму и Кашмира.


Домашнее задание, подготовить сообщения: 1) положение стран Южной Азии и Пакистана; 2) отношения Казахстана и Индии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]