Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ. СССР - СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.
Цели урока:
Образовательная: дать характеристику политического и социально-экономического развития Советского государства в 1918—1939 гг.; показать особенности внешней политики страны; раскрыть причины установления тоталитарного строя в СССР, приведшего к массовому голоду и репрессиям по отношению к собственному народу.
Развивающая: научить критически осмысливать историю государства, формировать объективное понимание исторических событий.
Воспитательная: формировать уважительное отношение к истории, критически осмысливая прошлое.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карты “Государство Советов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции”, “Создание СССР”, “Советское государство в годы индустриализации страны” и др.; схемы, таблицы и диаграммы.
Основные понятия: военный коммунизм, продразверстка, “черный рынок”, “красный террор”, новая экономическая политика, командно-административное правление, культ личности, массовая коллективизация, массовые репрессии тоталитарного режима.
Основные события:
• Гражданская война — 1918—1920 гг.
• Политика военного коммунизма — 1918—1921 гг.
• Образование СССР — 30 декабря 1922 г.
• Принятие Конституции СССР — январь 1924 г.
• Начало строительства Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) — 1927 г.
• Годы массовых репрессий — 1937—1938 гг.
План изучения темы:
1. Гражданская война и экономическая политика в военные годы.
2. Внутренняя и внешняя политика СССР.
3. Новая экономическая политика и ее суть. Индустриализация.
4. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.
5. Тоталитаризм. Культ личности. Общественно-политическая жизнь страны.
Сначала преподаватель произносит вступительное слово и связывает новую тему с прошлыми уроками.
Вопросы для закрепления изученного материала:
1. В каком году была установлена советская власть?
2. Какие революции произошли в 1917 г.?
3. Одинаково ли относилась диктатура пролетариата ко всем слоям населения?
4. Какая партия в стране была правящей?
5. Каким способом Россия вышла из Первой мировой войны?
1. Излагая первый вопрос плана, необходимо использовать карту “Гражданская война и иностранная интервенция”. Показать территории, захваченные с марта по осень 1918 г. иностранными интервентами и внутренними контрреволюционерами. Используя дополнительный материал, учитель может расширить знания учащихся о гражданской войне.
2. Преподаватель отмечает, что внутренняя политика советского правительства в период 1918—1921 гг. называлась политикой военного коммунизма, и знакомит учащихся с предпосылками ее введения. Рассказывая о политике военного коммунизма, необходимо обратить внимание на следующие факторы:
— предпосылки внедрения политики военного коммунизма;
— политика военного коммунизма предусматривает мероприятия, затрагивающие экономическую и социально-политическую сферы жизни;
— внедрение продовольственной разверстки и ее сущность;
— внедрение массовой трудовой повинности;
— установление абсолютной диктатуры РКП(б);
— внутренняя политика большевиков становится причиной гражданской войны;
— принятие декрета “О красном терроре”. Преподаватель объясняет значение терминов и, подытоживая тему, проводит опрос учащихся.
Таблица 9
Основные периоды гражданской войны в России
Февраль—март 1917 г. |
Падение самодержавия, распад общества |
Март—октябрь 1917 г. |
Осложнение противоречий в обществе, созревание предпосылок гражданской войны |
Октябрь 1917 г. - март 1918 г. |
Создание Временного правительства, установление советской власти, расширение военного противостояния |
Март—июнь 1917 г. |
Усиление военного противостояния между “белыми” и “красными”, создание сторонами военных формирований |
Лето 1918 г. - конец 1920 г. |
Жестокие бои между противоборствующими сторонами, в том числе с иностранными интервентами, милитаризация экономики |
1921—1922 гг. |
Спад военных действий с последующим прекращением |
Вниманию учащихся можно предложить документы, по которым они могут дать сравнительную характеристику численности и технического оснащения вооруженных сил белогвардейцев, интервентов и Красной армии и показать превосходство контрреволюционных сил по всем показателям.
2. Во время перехода страны от войны к миру внутреннее и внешнее положение ее было очень тяжелым. Подробный материал об этом периоде изложен в учебнике. Вызвав двух учащихся к доске и привлекая весь класс, можно выполнить следующее задание (табл. 10).
Таблица 10
1-й учащийся |
2-й учащийся |
Внутреннее положение |
Внешнее положение |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
Преподаватель объясняет основные направления внешней политики Советского государства и предлагает учащимся записать их в тетрадь.
Главные направления внешней политики Советского государства в 20-х годах ХХ в.:
а) снятие дипломатической и экономической блокады в стране;
б) поиск политических и экономических союзников на Западе и Востоке;
в) обеспечение внешней безопасности СССР для социалистического строительства и осуществления “дальнейшего развития дела мировой революции”.
Затем следует показать на карте страны, дружественные СССР (Иран, Турция, Афганистан, Финляндия и т. д.), и назвать государства, подписавшие с ним торговые соглашения (Англия, Германия, Италия, Норвегия). Подписанные с соседними странами первые соглашения были названы “окном в Европу”, а англо-советское торговое соглашение — “двери, открытые в мировую политику”. Именно так эти события были отмечены советским руководством.
Следующий вопрос, на который следует обратить внимание, — восстановление народного хозяйства после окончания гражданской войны. В это время в России был разработан план электрификации всей страны (ГОЭЛРО). Председателем комиссии по электрификации был назначен крупный инженер, ученый и организатор, сумевший за девять месяцев осуществить этот план, — Г. М. Кржижановский. План ГОЭЛРО как программа развития был рассчитан на 15 лет.
Затем учитель проводит фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам.
1. Как вы думаете, реализовался ли на деле план электрификации страны?
2. Возможно ли было за короткое время электрифицировать Советскую Россию или всю территорию СССР?
3. Как вы оцениваете работу по электрификации страны?
Рассказывая о политике военного коммунизма советского правительства в 1918—1921 гг., необходимо обратить внимание на следующие факторы:
— предпосылки политики военного коммунизма;
— политика военного коммунизма предусматривала экономические и социально-политические меры;
— введение продразверстки и ее значение;
— всеобщая трудовая повинность;
— установление неограниченной диктатуры РКП(б);
— внутренняя политика большевиков способствовала развязыванию гражданской войны.
3. Преподаватель связывает вопросы с политикой военного коммунизма и новой экономической политикой (НЭП):
1. Какие чрезвычайные меры были предприняты в период политики военного коммунизма? Почему?
2. Как называется главное мероприятие политики военного коммунизма?
3. Как реагировали крестьяне на продовольственную разверстку?
4. Как она была осуществлена?
5. Почему появилось понятие военный коммунизм?
Преподаватель, выслушав ответы учащихся, делает заключение. Приведя в пример слова В. И. Ленина о том, что “кризис продовольствия весной 1921 г. стал основной причиной глубокого экономического и политического застоя”, он объясняет сущность экономической политики. Вопрос о переходе к НЭПу был поставлен и принят на Х съезде РКП (б), прошедшем в марте 1921 г. Затем учитель обращает внимание учащихся на переход от продовольственной разверстки к продовольственному налогу для крестьян, дает разъяснение, в чем отличие продразверстки от продналога.
Для конкретизации учебного материала можно привлечь из хрестоматии документ Х съезда РКП(б) о переходе к новой экономической политике (1921 г.) и замене продразверстки продналогом.
НЭП в промышленном производстве СССР (1921—1929 гг.)
• Увеличение личного и смешанного капитала. Рост самостоятельности государственных предприятий. Хозяйственный расчет.
• Упразднение уравниловки в оплате труда, переход от вещевой зарплаты к денежной.
• Привлечение иностранного капитала. Создание рынка при помощи рабочих, запрещение подневольного труда.
НЭП в сельском хозяйстве СССР (1921—1929 гг.)
• Замена продразверстки продналогом.
• Упразднение уравниловки в распределении продовольствия.
• Возврат к свободной торговле хлебом и другими пищевыми продуктами.
• Ограничение в использовании земель под аренду и наемного труда.
• Развитие сельскохозяйственной кооперации и контрактной системы.
Объясняя создание СССР (30 декабря 1922 г.) и принятие Конституции СССР, можно использовать хрестоматию по истории новейшего времени.
Следует напомнить об индустриализации СССР и путях ее реализации. Используя карту индустриализации СССР, назвать самые крупные стройки и отметить превращение России из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Преподаватель характеризует процесс индустриализации по следующей теме: “Индустриализация — процесс создания в СССР крупного машинного производства, прежде всего в промышленности”.
4. Раскрывая этот вопрос темы, можно использовать наряду с учебником материалы из хрестоматии о XV съезде ВКП (б) и колхозном движении.
Преподаватель обращает внимание учащихся на способы осуществления коллективизации сельского хозяйства в СССР, трудности и перегибы, отмечавшиеся в этот период.
Сравнивая ленинский принцип кооперации крестьян со сталинской политикой массовой коллективизации, следует помочь учащимся разобраться в их сущности.
• Общий облик советского общества в 30-х годах ХХ в.:
а) все сферы общества стали государственными;
б) общество и общественные отношения приобрели корпоративный характер;
в) гонения, преследования и внеэкономическое принуждение;
г) внедрение практики коллективного сознания.
Вопросы на закрепление изученного материала:
1. Каковы временные рамки политики военного коммунизма?
2. В каком году была принята новая экономическая политика?
3. В каком году был создан СССР? Какие республики входили в него?
4. Каковы отрицательные последствия коллективизации?
Домашнее задание: провести сравнительный анализ, заполнив табл. 11.
Таблица 11
Политика военного коммунизма |
НЭП |
1. Внедрение продовольственной разверстки 2. Прямой обмен продуктами между городом и деревней 3. Запрет аренды земли и использования наемного труда в сельском хозяйстве 4. Запрет частной торговли. Распределение товаров народного потребления по карточкам и классовой принадлежности 5. В связи с обесцениванием денег опредмечивание заработной платы, оказание бесплатных услуг государством (жилье, транспорт и т. д.) |