История средних веков - Поурочное планирование
ВВОДНЫЙ УРОК
Изучение курса, раздела (темы) начинается с вводного урока, который включает в себя:
— введение учащихся в понимание проблемы и сведение ее к учебной задаче;
— учебная задача должна выводить на понимание результата завершенного или частично завершенного исторического процесса;
— конечная цель вводного урока — формулирование учебной задачи к курсу или разделу.
Пример: урок 1 (вводный ко всему курсу истории средних веков)
План занятия
1. Почему десять веков истории человечества называют средними веками?
Преподаватель рассказывает о том, как появилось название средние века, какой период истории человечества обозначается данным термином, какое это было сложное и противоречивое время. Работа с «лентой времени».
2. Каким был мир к началу средних веков?
Учащиеся вспоминают, чем закончилась древняя история: падением Западной Римской империи, торжеством варварства, упадком хозяйства и культуры. Европа лежала в руинах, и, казалось, ей уже не суждено подняться... Здесь целесообразно организовать работу с картой «Мир к началу средних веков»; зрительным подкреплением могут служить картины, изображающие разграбление Рима.
3. Каким стал мир к концу средних веков?
Преподаватель повествует, что через десять столетий далекие потомки варваров-победителей и побежденных римлян уже чувствовали себя хозяевами не только Европы, но — впервые в истории! — и всего мира. Их правители делят земной шар вместе с еще неоткрытыми землями (используется документ — отрывок из Тордесильясского договора 1494 г., а также карта «Мир в эпоху Великих географических открытий»). Зрительное подкрепление: любая картина или иллюстрация в учебнике, изображающая торжество европейских первопроходцев и колонизаторов.
4. В совместной деятельности преподавателя и учащихся, на основе предшествующего анализа начальной и конечной стадий процесса формулируется и фиксируется в тетрадях учебная задача школьного курса истории средних веков: почему именно европейцы начали «открывать» и делить мир?