История средних веков - Поурочное планирование
РАБОЧИЙ УРОК
(урок решения частной учебной задачи)
Вводно-мотивационный этап (до 10 мин)
Рабочий урок начинается с выявления исходного противоречия посредством анализа фрагмента документа, с опорой на ранее изложенный материал и информацию учителя.
Цель — формулирование частной учебной задачи.
Собственно учебная деятельность
Учащиеся в зависимости от опыта и подготовленности могут сами попытаться составить план действий по решению учебной задачи, который оформляется в процессе беседы. Этот план призван расчленить частную учебную задачу на отдельные вопросы.
Учебники, учебные пособия, хрестоматии и т.п. становятся средством решения учебной задачи. Данное планирование позволяет использовать в качестве источника информации практически любой школьный учебник по истории средних веков, в котором предусмотрено изучение соответствующей темы.
Звено контроля и коррекции (5—7 мин)
После самостоятельных попыток решения учащимися учебной задачи начинается обмен мнениями. Выделенные в процессе обсуждения тезисы фиксируются в тетради. Чтобы убедиться в уровне понимания учащимися решения учебной задачи, учитель выносит на обсуждение неправильные, неточные или, напротив, верные суждения (контрольный тест). Задача учащихся — обнаружить ошибочность, неточность, или подтвердить и доказать правоту суждений.
Пример: урок 3 «Великое переселение народов»
План занятия
1. Вводно-мотивационный этап.
Преподаватель предлагает учащимся вспомнить (из курса истории древнего мира) вооружение и другие боевые характеристики римской армии. Учащиеся отмечают, что римское
войско было хорошо вооружено, обучено и организовано. Далее преподаватель предлагает, прослушав отрывок из Тацита, оценить, чье войско было сильнее — римское или германское. Вывод однозначен: римляне в военном отношении были сильнее германцев. Почему же тогда под натиском германцев пала Западная Римская империя?
2. Собственно учебная деятельность.
Если есть победители и побежденные, то соответственно учащимся предстоит выяснить, в чем была сила одних и слабость других. Кроме того, добавляет преподаватель, германцев подтолкнуло к решающему столкновению с Римом еще одно какое-то событие, оставившее глубокий след в мировой истории. Ответ на сформулированные в совместной деятельности вопросы учащимся предлагается самостоятельно поискать в учебнике (или, если есть возможность, в хрестоматии).
3. Звено контроля и коррекции.
В процессе обсуждения выявляются сильные стороны германцев и слабые стороны римлян; выясняется, что германцев подтолкнуло к переселению на земли Империи страшное нашествие гуннов. Результаты обсуждения фиксируются в тетрадях. В конце занятия преподаватель предлагает учащимся для проверки (устной или письменной) ряд суждений — истинных, неточных, однозначно ошибочных. Например: появление знати усилило воинственность германцев (истинное суждение), Германское государство завоевало Западную Римскую империю (ошибочное суждение).