Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Оценка количественных параметров текстовых документов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты
• предметные — знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов;
• метапредметные — умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
• личностные — способность применять теоретические знания для решения практических задач.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение основных принципов представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод);
2) вычисление информационного объема фрагментов текста.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• кодовая таблица;
• восьмиразрядный двоичный код;
• алфавит;
• мощность алфавита;
• информационный объем текста.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Оценка количественных параметров текстовых документов”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
• тренажер “Интерактивный задачник. Раздел “Представление символьной информации”” (119265).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• информационный, практический и контрольный модули “Представление текста в различных кодировках”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по вопросам к § 4.5;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
3) заслушивание сообщения 2 учеников (о сетевых сервисах по компьютерному переводу и о технологии сканирующего листания).
Рассмотрение нового материала осуществляется с использованием презентации “Оценка количественных параметров текстовых документов”.
В процессе рассмотрения нового материала рекомендуется выполнить задания N° 218, 219, 221, 223, 225, 230 в РТ.
В практической части урока рекомендуется организовать работу учащихся с тренажером “Интерактивный задачник. Раздел “Представление символьной информации”” в режиме практики.
Сильным ученикам можно рекомендовать дополнительно поработать с практическими и контрольными модулями ФЦИОР “Представление текста в различных кодировках”.
При наличии времени на отдельном уроке можно организовать практикум по работе с кодировочными таблицами на основе N° 206-217.
Домашнее задание
§ 4.6, вопросы и задания N° 1-9 к параграфу, N° 222, 225, 226 в РТ.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в рабочей тетради
№ 206. APPLE — 65 80 80 76 69; DELETE — 68 69 76 69 84 69; MOUSE — 77 79 85 83 69; 7 - 4 = 3 — 55 32 45 32 52 32 61 32 51 (55 45 52 61 51).
№ 207. ENTER; PAINT; BACKSPACE; END; HOME; WORD; FOOTBALL.
№ 209. В а) и б) следует выбирать второе высказывание. В случае а) можно выбрать и третье высказывание — буквы расположены в произвольном порядке, но им присвоены номера (коды).
№ 210. Абак — 225 194 193 203. Соробан — 243 207 210 207 194 193 206. Суан-пан — 243 213 193 206 45 208 193 206. IBM — 73 66 77.
№ 211. Попытка не пытка. Век живи, век учись. Время не ждет.
№ 213. Арифмометр — 192 240 232 244 236 238 236 229 242 240. Перфокарта — 207 229 240 244 238 234 224 240 242 224. Программа — 207 240 238 227 240 224 236 236 224. EPSON — 69 80 83 79 78.
N° 214. НЕ ДЕЛАЙ ИЗ МУХИ СЛОНА. У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ. НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ. Нет худа без добра.
№ 215. Windows — И НА СОЛНЦЕ ЕСТЬ ПЯТНА. КОИ-8 — Первый блин комом. ASCII — VENI, VIDI, VICI. Windows — Утро вечера мудренее.
№ 216. При выполнении этого задания для каждого символа полученного сообщения определяется его код по кодировочной таблице КОИ-8. По этому коду находится символ в кодировочной таблице Windows. Например: к → 203 → Л. В итоге получаем: “Любая информация может быть представлена с помощью чисел”.
№ 217. 1, 3, 5, 8.
№ 218. 29 байтов.
№ 219. 56 байтов.
№ 220. В сообщении “Длина данного текста 32 символа.” 32 символа, что при восьмибитовой кодировке соответствует 32 байтам.
№ 221. 2000 байтов.
№ 222. 4.
№ 223. 8000 битов.
№ 224. 1 048 576 символов.
№ 225. 16 разрядов.
№ 226. 256 символов.
№ 227. 3 страницы.
№ 228. 4 листа.
№ 229. Mickey Mouse.
№ 230. 113.
№ 231. 98 97 115 105 99.
№ 232. 104 101 108 108 111.
№ 233. 2011.
№ 234. ≈ 1,3 с.
№ 235. 768 страниц.
№ 236. 10 32 12 32 10 32 12.
№ 237. 29 400 байтов.
№ 238. Можно. 3025 Мбайтов.
№ 239. Ответы на кроссворд “Обработка текстовой информации”: