Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием;
• метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
• личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение представлений о позиционных системах счисления;
2) рассмотрение общего правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием;
3) закрепление навыков перевода десятичных чисел в другие системы счисления.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• система счисления;
• цифра;
• алфавит;
• позиционная система счисления;
• основание;
• развернутая форма записи числа;
• свернутая форма записи числа;
• двоичная система счисления;
• восьмеричная система счисления;
• шестнадцатеричная система счисления.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Системы счисления”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Преобразование десятичного числа в другую систему счисления” (135050);
2) анимация “Перевод десятичных чисел в другие системы счисления” (128625);
3) анимация “Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления” (128615);
4) интерактивный задачник, раздел “Системы счисления” (128659).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• контрольный модуль “Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) визуальная проверка выполнения заданий в РТ и к параграфу;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
3) заслушивание кратких сообщений о выполнении дополнительных заданий (при наличии времени).
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Системы счисления”, дополненной анимациями, рекомендуемыми к уроку.
Для закрепления изучаемого материала рекомендуется выполнить № 15, 19 к параграфу, № 58-61 в РТ.
В практической части урока рекомендуется организовать работу учеников с интерактивным задачником (раздел “Системы счисления”) в режиме тренировки.
Домашнее задание
§ 1.1 (полностью), вопросы и задания № 15, 19 к параграфу; № 52-54, 61 в РТ.
Дополнительное задание: работа с контрольным модулем “Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 15
Основание 2 |
Основание 8 |
Основание 10 |
Основание 16 |
101010 |
52 |
42 |
2А |
1010111 |
127 |
87 |
57 |
101000001 |
501 |
321 |
141 |
101010 |
52 |
42 |
2А |
№ 19. Осуществим перевод операндов в десятичную систему счисления. Получим:
а) (125 + 175) : 30 = 10;
б) 85 + 5 ∙ 42 - 97 = 198.
Задания в рабочей тетради
№ 52
Основание 2 |
Основание 8 |
Основание 10 |
Основание 16 |
111111 |
77 |
63 |
3F |
1001001 |
111 |
73 |
49 |
100000000 |
400 |
256 |
100 |
10101010 |
252 |
170 |
АА |
№ 53. По условию задачи имеем:
Буква |
А |
Б |
В |
Г |
Код |
00 |
01 |
10 |
11 |
Последовательности символов ВАБГ соответствует двоичная цепочка 10000111, или шестнадцатеричное число 87.
№ 54. Буквам латинского алфавита соответствуют номера: 41(A), 42(B), 43(C), 44(D), 45(E), 46(F), 47(G), 48(H), 49(1), 4A(J), 4В(К), 4C(L), 4D(M), 4E(N), 4F(J) ...
Исходной цепочке 42-45-47-49-4Е соответствует слово: BEGIN.
№ 58. Так как 11012 = 1310, то X8 = 10010.
Ответ: 1448.
№ 59
В восьмеричной системе счисления (308 + 508 = 1008).
№ 60. Можно перевести все операнды в десятичную систему счисления, получить сумму в десятичной системе счисления и перевести ее в восьмеричную систему счисления.
Ответ: 20148.