Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Представление целых чисел - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — формирование представлений о структуре памяти компьютера: память — ячейка — бит (разряд);
• метапредметные — понимание ограничений на диапазон значений величин при вычислениях;
• личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление навыков оперирования с числами, представленными в различных позиционных системах счисления;
2) знакомство со структурой памяти компьютера;
3) рассмотрение беззнаковых данных, сфер их применения и способов представления в памяти компьютера;
4) рассмотрение представления целых чисел со знаком;
5) демонстрация связи между теоретическими знаниями (системы счисления) и их применением на практике.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• ячейка памяти;
• разряд;
• беззнаковое представление целых чисел;
• представление целых чисел со знаком.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Представление чисел в компьютере”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) интерактивный задачник, раздел “Системы счисления” (128659);
2) демонстрация к лекции “Представление целых чисел в памяти компьютера” (119430).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
1) информационный модуль “Число и его компьютерный код”;
2) практический модуль “Число и его компьютерный код”;
3) информационный модуль “Дополнительный код числа. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) визуальная проверка выполнения заданий в РТ и к параграфу;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
3) обсуждение с учениками результата выполнения ими задания № 61. Тут нет “эталонного решения”; ученики могут представить собственное видение связи между основными понятиями темы.
Далее в течение 10 минут целесообразно повести небольшую проверочную работу с использованием с интерактивного задачника (раздел “Системы счисления”) в режиме зачета.
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Представление информации в компьютере”, в процессе изложения нового материала выполняются задания № 62-64 в РТ.
Далее рекомендуется выполнить задания практического модуля ФЦИОР “Число и его компьютерный код” — можно выводить задания на экран и вызывать “к доске” учеников для их решения.
В оставшееся время рекомендуется выполнить задания № 68-70 в РТ, напоминающие учащимся, каким образом в памяти компьютера представляется текстовая информация: каждой букве алфавита согласно кодировочной таблице ставится в соответствие номер (целое число) и т. д.
Домашнее задание
§ 1.2 (пункт 1), вопросы и задания № 1-6 к параграфу; завершить выполнение № 68-70 в РТ.
Дополнительное задание: самостоятельно познакомиться с информационным модулем “Дополнительный код. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 4. 00111111.
№ 5. а) +76; б) +21.
№ 6. 4438= 1001000112 — нельзя; 1010102 — можно; 25610 = 1000000002 — нельзя.
Задания в рабочей тетради
№ 62. 00111101; 01111101.
№ 63. 01000011; -11000011.
№ 64. 85; -120.
№ 68. UNICODE; Google; CorelDRAW.
№ 69
Десятичный код |
Шестнадцатеричный код |
Декодированный текст |
68 79 83 |
44 4F 53 |
DOS |
87 111 114 100 |
57 6F 72 64 |
Word |
№ 70. 64 Кбайта.