Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Алгоритмическая конструкция «следование» - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представление об алгоритмической конструкции “следование”; умение исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
• метапредметные — умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции “следование”;
2) получить навыки выполнения линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей;
3) получить навыки разработки линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• алгоритм;
• следование;
• линейный алгоритм;
• блок-схема;
• таблица значений переменных.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Основные алгоритмические конструкции. Следование”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) демонстрация “Режимы работы программы “Конструктор алгоритмов”” (126134);
2) программа “Конструктор алгоритмов”(127435);
3) модуль для коллективной работы “Линейные алгоритмы” (217039).
Свободное программное обеспечение:
1) система КуМир — Комплект учебных миров (http://www.niisi.ru/kumir/);
2) редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html)
Особенности изложения содержания темы урока
По ходу изложения нового материала решается множество задач в рабочей тетради или из учебника.
Практическая работа на компьютере по составлению блок- схем алгоритмов может быть организована на основе программы “Конструктор алгоритмов” из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Инструкция по работе с этой средой представлена в демонстрации “Режимы работы программы “Конструктор алгоритмов” ”. Можно использовать СПО “Редактор блок-схем”.
Домашнее задание
§ 2.4 (пункт 1); вопросы и задания № 1-9 к параграфу (№ 4 можно выполнить в среде КуМир).
Дополнительное задание: работа с модулем “Линейные алгоритмы” в режиме тестирования.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 4. См. комментарии к № 127 в РТ.
№ 6. См. комментарии к № 131 в РТ.
№ 7. См. комментарии к № 132 в РТ.
№ 8. См. комментарии к № 133 в РТ.
№ 9. См. комментарии к № 129 в РТ.
№ 10. х = 42, у = 2.
Задания в рабочей тетради
№ 127. Задание рекомендуется выполнить в среде КуМир. На рисунке приведено положение Робота после исполнения алгоритма.
№ 128
a)
а |
b |
9 |
- |
4 |
|
40 |
|
5 |
б)
а |
b |
123 |
- |
12 |
|
5 |
|
127 |
|
250 |
в)
а |
b |
951 |
- |
60 |
|
95 |
|
5 |
|
65 |
г)
а |
b |
336 |
- |
8 |
|
42 |
|
2 |
д)
а |
b |
10 |
- |
20 |
|
30 |
|
20 |
|
50 |
№ 129. Результат работы алгоритма — сумма цифр трехзначного числа.
x |
125 |
248 |
789 |
а |
1 |
2 |
7 |
b |
2 |
4 |
8 |
с |
5 |
8 |
9 |
8 |
8 |
14 |
24 |
Ответ: результат алгоритма — сумма цифр трехзначного числа.
№ 130
а1 |
а2 |
a3 |
а4 |
y |
1/х |
- |
- |
- |
- |
1/х2 |
- |
- |
- |
|
1/х3 |
- |
- |
||
1/х4 |
- |
|||
1/х + 1/х2 |
||||
1/х + 1/х2 + 1/х3 |
||||
1/х + 1/х2 + 1/х3 + 1/х4 |
Ответ: у = 1/х + 1/х2 + 1/х3 + 1/х4.
№ 131
Алгоритм: |
х:=1 |
х:=2 |
x |
у:=2*х |
2 |
4 |
2х |
у:=у+3 |
5 |
7 |
2х + 3 |
у:=у*х |
5 |
14 |
(2х + 3)x |
у:=у+4 |
9 |
18 |
(2x + 3)х + 4 |
у:=у*х |
9 |
36 |
((2x + 3)x + 4)х |
у:=у+5 |
14 |
41 |
((2x + 3)x + 4)x + 5 |
Ответ: у = ((2х + 3)х + 4)х + 5.
№ 132
Алгоритм: |
tfh |
1 |
2 |
1/2 |
h:=tfh*24 |
h |
24 |
48 |
12 |
m:=h*60 |
m |
1440 |
2880 |
720 |
с:=m*60 |
c |
86 400 |
172 800 |
43 200 |
№ 133
Ответ: у = х ∙ 7 ∙ 500 ∙ 3 ∙ 28 ∙ 25,4/10/100/1000.