Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представление об алгоритмической конструкции “ветвление”; умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;
• метапредметные — умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции “ветвление”;
2) получить навыки записи составных условий;
3) получить навыки выполнения алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• алгоритм;
• ветвление;
• разветвляющийся алгоритм;
• блок-схема;
• операции сравнения;
• простые условия;
• составные условия.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Основные алгоритмические конструкции. Ветвление”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) программа “Конструктор алгоритмов” (127435);
2) модуль для коллективной работы “Алгоритмы с ветвящейся структурой” (217044).
Свободное программное обеспечение:
• редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html).
Особенности изложения содержания темы урока
По ходу изложения нового материала решается множество задач из рабочей тетради или учебника.
Практическая работа на компьютере по составлению блок- схем алгоритмов может быть организована на основе программы “Конструктор алгоритмов” или программы “Редактор блок-схем”.
Домашнее задание
§ 2.4 (пункт 2); вопросы и задания № 11-23 к параграфу.
Дополнительное задание: работа с модулем “Алгоритмы с ветвящейся структурой” в режиме тестирования.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 13. См. комментарии к № 139 в РТ.
№ 14. См. комментарии к № 141 в РТ.
№ 15. См. комментарии к № 142 в РТ.
№ 16. См. комментарии к № 140 в РТ.
№ 17. Определяется число (К) неотрицательных чисел среди заданных чисел А и В.
№ 18. См. комментарии к № 143 в РТ.
№ 19
№ 20. Для справки: алгоритм правописания приставок, заканчивающихся на букву “з”: приставки без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой “з” перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой “с” перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ).
№ 21
№ 22. См. комментарии к № 145 в РТ.
№ 23. См. комментарии к № 146 в РТ.
Задания в рабочей тетради
№ 135
а)
Исходная цепочка |
РТП |
ЗА |
1-й шаг |
3 |
2 |
2-й шаг |
РТПС |
СЗА |
3-й шаг |
СУРТ |
ТИБ |
4-й шаг |
ТРУС |
БИТ |
Результат |
ТРУС |
БИТ |
б)
Исходная цепочка |
ЁГКГФ |
1-й шаг |
5 |
2-й шаг |
СЁГКГФ |
3-й шаг |
ТЖДЛДХ |
4-й шаг |
ХДЛДЖТ |
5-й шаг |
6 |
6-й шаг |
ХДЛДЖТС |
7-й шаг |
ЦЕМЕЗУТ |
8-й шаг |
ТУЗЕМЕЦ |
Результат |
ТУЗЕМЕЦ |
№ 136. Закрашенных точек — 0.
№ 137
а)
№ шага |
А |
В |
Условие A div В = В |
1 |
25 |
4 |
|
2 |
нет |
||
3 |
1 |
||
4 |
1 |
||
1 |
25 |
5 |
|
2 |
да |
||
3 |
5 |
||
4 |
5 |
б)
№ шага |
А |
В |
Условие Л div В = В |
1 |
7 |
3 |
|
2 |
нет |
||
3 |
21 |
||
4 |
21 |
||
1 |
12 |
4 |
|
2 |
да |
||
3 |
3 |
||
4 |
3 |
№ 138
№ 139
№ 140
№ 141. Воспользуемся условием существования треугольника: треугольник существует, если сумма длин любых двух его сторон больше длины третьей стороны.
№ 142. Алгоритм проверки, является ли треугольник равносторонним, представлен ниже:
№ 143
№ 144. Пусть А — слова автора, П — прямая речь.
№ 145
№ 146