Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи; умение записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд; умение записывать алгоритмы управления на языке программирования;
• метапредметные — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить обучающихся с управлением как информационным процессом;
2) рассмотреть примеры алгоритмов управления;
3) обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения обучающихся по теме “Алгоритмизация и программирование*.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• кибернетика;
• управление;
• управляемый объект;
• управляющий объект;
• алгоритм управления;
• обратная связь;
• программа;
• язык программирования.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Алгоритмы управления”;
• интерактивный тест по теме “Алгоритмизация и программирование”.
Особенности изложения содержания темы урока
Рассмотрение материала проводится в ходе беседы с учащимися на основе презентации “Алгоритмы управления”; по ходу изложения материала выполняются задания № 93 и 94 в РТ. Далее ученикам предлагается разгадать кроссворд — № 95 в РТ, после чего они выполняют итоговый тест к главе 2 из электронного приложения к учебнику (при этом ученикам разрешается пользоваться рабочей тетрадью, но не разрешается пользоваться учебником).
В оставшееся время можно рекомендовать проведение разноуровневой* контрольной работы, выполняемой (по выбору ученика) в среде программирования Паскаль или в среде КуМир.
Вариант 1
Создать массив а из десяти целых чисел, принадлежащих промежутку [0; 25). Вывести полученный массив на экран. Подсчитать k — количество элементов массива, значение которых превышает 12.
Вариант 2
Создать массив а из десяти целых чисел, принадлежащих промежутку [-50; 50). Вывести полученный массив на экран. Подсчитать сумму положительных и количество отрицательных элементов массива.
Вариант 3
Создать массив а из десяти целых чисел, принадлежащих промежутку [0; 20). Вывести полученный массив на экран. Вычислить количество элементов массива, значения которых превышают среднее арифметическое значений его элементов.
Вариант 4
На бесконечном клетчатом поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, примыкающих к стене снизу. На рисунке указан один из возможных вариантов расположения Робота и стены (Робот обозначен буквой “Р”).
Робот должен закрасить все клетки, прилегающие к горизонтальной стене сверху. Конечное положение Робота значения не имеет. Напишите для Робота алгоритм по решению поставленной задачи.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в рабочей тетради
№ 95. Ответы на кроссворд “Алгоритмизация и программирование”:
* Вариант 1 — самый простой; варианты 2—4 примерно одного уровня сложности.