Информационные процессы. Хранение и передача информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Информационные процессы. Хранение и передача информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

метапредметные — навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;

личностные — понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

1) расширить представления учащихся об информационных процессах;

2) систематизировать представления учащихся о носителях информации;

3) рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

4) рассмотреть схему передачи информации.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• информационные процессы;

• информационная деятельность;

• хранение информации, носитель информации;

• передача информации, источник, канал связи, приемник.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Информационные процессы”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Хранение информации. Память” (135156);

2) анимация “Информация и ее носитель” (134874);

3) анимация “Документы” (134981);

4) анимация “История средств хранения информации” (125863);

5) анимация “Потеря информации” (135081);

6) анимация “Источник и приемник информации” (135155);

7) анимация “Помехи при передаче информации” (134850);

8) анимация “Информация в человеческом обществе — новостная информация” (134836);

9) анимация “Информация в человеческом обществе” (135083);

10) анимация “Информация в технике” (134950);

11) анимация “Информация в живой природе” (134839);

12) анимация “Информация в неживой природе” (135142);

13) тест по темам “Источник и приемник информации”, “Информация и ее носитель” — “Система тестов и заданий N8” (134927).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) проверка изученного материала по вопросам к § 1.2;

2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Информационные процессы”; можно использовать анимации 1-12. В процессе изложения материала можно выполнить задания № 15, 16 в РТ.

В практической части урока можно предложить ученикам выполнить тест по темам “Источник и приемник информации”, “Информация и ее носитель” — “Система тестов и заданий N8”.

Домашнее задание

§ 1.2 (п. 4, 5, 6), вопросы и задания № 9-11 к параграфу; № 17, № 18 в РТ.

Дополнительное задание: подготовить сообщение по материалам анимации “История средств хранения информации”.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 11. См. комментарий к № 15 в РТ.

Задания в рабочей тетради

№ 15. Ученик 1 — телефонный аппарат — электромагнитные волны — телефонный аппарат — ученик 2.

№ 16

Отсутствие избыточности сообщений в:

Потери

Приобретения

общении

Формальность межличностных отношений

Экономия времени при деловом общении

художественной литературе

Потери образности произведения, индивидуального стиля автора

Лаконичность

точных науках

Полное непонимание неспециалистами

Однозначное понимание всеми специалистами

№ 17. Граф может иметь вид, представленный на рис. 1.1 на с. 17 учебника.

№ 18. Если вы хотите первым достигнуть 100, то вам первому же надо достигнуть и 89. В самом деле, когда названную вами сумму будет отделять от 100 число 11, то, какое бы число (10 или меньше) ни прибавил ваш партнер, вы всегда найдете слагаемое, дополняющее до 100 сумму, названную партнером. Но для того чтобы первым достигнуть 89, надо отдалить партнера и от этого числа на 11, т. е. суметь первым назвать 78. Продолжая эти рассуждения, мы получим ряд таких чисел, называя которые, вы придете к финишу первым. Начинается этот ряд чисел с единицы: 1, 12, 23, 34, 45, 56, 78, 89. Ясно теперь, что если вы скажете 1, то, какое бы число (11 или меньше) ни назвал ваш партнер, он не помешает вам назвать 12, затем 23, 34 и т. д. Запомнить этот ряд ключевых чисел легко: в каждом десятке по одному числу, у которого число единиц на единицу больше числа десятков.

Примечание. Здесь мы видим пример конечной (конечно-шаговой) игры с полной информацией. В такой игре на каждом шаге игры делает ход лишь один игрок, имеющий полную информацию о текущем состоянии всех происходящих действий и общей структуре игры. Решением задачи является поиск наилучшего способа игры, или выигрышной стратегии для первого игрока.

При наличии времени (например, если на предмет отводится 2 часа в неделю) таким играм можно посвятить несколько занятий, возвращаясь к ним и при изучении других тем (модели, графы, таблицы).

В 7 классе ученикам можно предложить следующие несложные задачи*.

Задача 1. На столе лежат 25 спичек. Играют двое. Играющие по очереди могут взять от одной до четырех спичек. Выигрывает тот, кто берет последние спички (последнюю спичку). Для какого игрока существует выигрышная стратегия?

Решение. Рассуждаем так, как и в предыдущей задаче. Победит тот игрок, кому достанутся последние 1-4 спички; будем считать эти позиции выигрышными (в). Если же игроку достается 5 спичек, то любым своим ходом он обеспечивает победу сопернику — дает ему возможность одним из допустимых ходов переместиться в выигрышную позицию; будем считать такую позицию проигрышной (п):

25

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

п

в

в

в

в

п

в

в

в

в

п

в

в

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

в

в

п

в

в

в

в

п

в

в

в

в

п

Таким образом, уже начальное положение для первого игрока является проигрышным. Действительно, как бы он ни пошел, взяв от одной до четырех спичек, второй игрок может дополнить его ход до 5, взяв от 4-х до 1-й спички и тем самым перевести первого игрока в проигрышную позицию.

Задача 2. На столе лежат спички. Играют двое. Играющие по очереди могут взять от одной до четырех спичек. Выигрывает тот, кто берет последние спички (последнюю спичку). Для какого игрока существует выигрышная стратегия, если на столе лежат 24 спички? 26 спичек?

Задача 3. Двое игроков играют в числа. Первый называет натуральное число, затем второй называет еще одно натуральное число. Если сумма чисел четна, выигрывает первый, если нечетна — второй. Для кого из игроков существует выигрышная стратегия и в чем она состоит?

Задача 4. Двое игроков играют в числа. Первый называет натуральное число, затем второй называет еще одно натуральное число. Если произведение чисел четно, выигрывает первый, если нечетно — второй. Для кого из игроков существует выигрышная стратегия и в чем она состоит?

Задача 5. Двое игроков пишут двадцатизначное число слева направо, по очереди приписывая к нему по одной цифре. Первый игрок выигрывает, если полученное число не делится на 3, второй — если делится. Для кого из игроков существует выигрышная стратегия и в чем она состоит?


* Эти и многие другие задачи, относящиеся к классу конечных игр с полной информацией, можно найти в книге “Игры и стратегии с точки зрения математики”, доступной по адресу http://www.mccme.ru/free-books/shen/shen-games.pdf






Для любых предложений по сайту: [email protected]