Математика 1 класс - Поурочные разработки
СЛЕВА И СПРАВА, ВВЕРХУ И ВНИЗУ
Цели: учить устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу; продолжить формирование умений ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), находить определенный рисунок на странице учебника; развивать память и пространственное мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Работа с рисунком.
– Рассмотрите рисунок. Расскажите, кто сидит за столом.
– Кто сидит на самом большом стуле? На самом маленьком?
– Кто больше: слон или ослик?
– Кто из зверей самый большой? Самый маленький?
– Чего больше: гостей или чашек?
2. Работа со счетными палочками.
Учащиеся по образцу складывают фигуры из счетных палочек.
а) б)
в)
– На что похожи полученные фигуры?
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске. Чем отличаются все фигуры, нарисованные слева, от всех фигур справа?
Учащиеся дают ответы, используя слова “слева” и “справа”.
– Тема нашего урока “Слева и справа, вверху и внизу”.
IV. Изучение нового материала.
Работа по учебнику (с. 8).
Задание № 1.
– Расскажите, что нарисовано СЛЕВА? (Слева изображен Миша рядом с копной сена. Слева изображен кот рядом с Мишей.)
– Расскажите, что нарисовано СПРАВА? (Справа от щенка – Маша. Справа от Маши – сноп.)
При возникновении затруднений учитель может взять на себя роль Маши (или Миши) и продемонстрировать предложенную ситуацию, держа в правой руке какой-нибудь предмет и стоя сначала спиной, а потом лицом к классу.
Задание № 2.
– Расскажите, что держит Миша в левой руке. (Миша держит грабли.)
Что держит Маша в правой руке? (Маша держит корзинку.)
Задание № 3.
Учащиеся должны отыскать ошибки в рисунке. Эти ошибки связаны с понятиями “вверху” и “внизу”. При анализе рисунка учащиеся обязательно должны использовать термины “вверху” и “внизу”.
Солнце должно быть вверху.
Озеро с утками – внизу и т. д.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
V. Фронтальная работа.
Игра “Вершки и корешки”.
Дидактическая цель: составление пары предметов.
Средства обучения: корнеплоды и отдельно листья свеклы, редиса и петрушки.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске 6 учеников. Трое из них берут корнеплоды, остальные – ботву свеклы, редиса и петрушки. Учитель называет имя ученика, у которого в руках морковь (корнеплод), и, обращаясь к детям, которые держат листья, спрашивает: “Корешок, корешок, где твой вершок?” Ученик, у которого ботва этого растения, показывает листья моркови всем детям и говорит: “Вершок моркови у меня”. Дети встают рядом. В итоге игры дети определяют число пар (корешков с вершками).
Физкультминутка
VI. Работа в тетради: “Графический диктант”.
Задание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и формирование умения ориентироваться в тетради.
Елочка.
1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,
1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,
1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо,
1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,
3 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 3 влево,
1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,
1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?