Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Шкалы и координаты - Урок 3 - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить находить место точки на координатной прямой, определять координату точки; продолжить работу с именованными числами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Выразите в сантиметрах.
2 м 50 см
2 м 5 см
4 дм 8 см
460 мм
Задание 2. Выразите в метрах.
1 км 600 м
4 км 30 м
7 км 5 м
3850 дм
Задание 3. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки 4, 3, 7 и 5.
2. Фронтальная работа (учащиеся работают в группе по 4 человека).
С. 25, № 126.
Проверка
60 → 100 → 50 → 20 → 4 → 36
70 → 20 → 100 → 5 → 60 → 2
90 → 30 → 60 → 4 → 40
50 → 40 → 5 → 15 → 60
— Найдите сумму последних чисел. (138.)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
III. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы будем учиться находить места точек на координатном луче и определять координаты данных точек.
IV. Практическая работа
1. Начертите координатный луч и отметьте на нем все натуральные числа, которые больше трех, но меньше восьми.
(Проверка выполнения.)
2. Начертите числовой луч и отметьте на нем точку, удаленную от точки 6 на четыре единичных отрезка.
— Сколько точек получили?
— Назовите их координаты.
3. Начертите в тетради отрезок длиной 12 см. Над одним концом отрезка поставьте число 0, а над другим — 24. Разделите отрезок на 6 равных частей. Назовите числа, соответствующие каждому делению. Отметьте на шкале числа 2, 10, 15, 18.
(Проверка выполнения.)
4. С. 24, № 119.
V. Работа по учебнику
1. С. 24, № 113 (работа в паре с последующей проверкой).
3 т 100 кг = 3100 кг
4 т 20 кг = 4020 кг
5 ц 30 кг = 530 кг
3 т 4 ц 60 кг = 3460 кг
17 ц 8 кг = 1708 кг
2. С. 24, № 114.
8 кг 600 г = 8600 г
5 кг 30 г = 5030 г
1 кг 15 г = 1015 г
3 ц 12 кг 500 г = 312 500 г
2 ц 3 кг 50 г = 203 050 г
3. С. 24, № 115.
5430 г = 5 кг 430 г
3025 г = 3 кг 25 г
4. С. 24, № 116.
62 500 кг = 62 т 500 кг
7080 кг = 7т 80 кг
5. С. 24, № 117.
7560 кг = 75 ц 60 кг
305 кг = 3 ц 5 кг
VI. Работа над задачей
С. 26, № 135.
— Прочитайте задачу.
— С какими величинами эта задача?
— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Как найти время движения каждого мальчика?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 20 : 5 = 4 (ч) — столько времени потратил Миша.
2) 20 : 4 = 5 (ч) — столько времени потратил Витя.
3) 5 - 4 = 1 (ч) — на столько больше потратил времени Витя, чем Миша.
VII. Повторение изученного материала
— Внимательно рассмотрите рисунок и запишите в тетрадь:
а) два отрезка;
б) две прямые;
в) пять лучей;
г) один треугольник.
(Коллективная проверка работы.)
VIII. Самостоятельная работа
— Найдите значения выражений.
Вариант 1
Вариант 2
(1321 - 785) ∙ 8 + 112
(1889 + 943) : 48 - 18
1321 - 785 = 536
1889 + 943 = 2832
536 ∙ 8 = 4288
2832 : 48 = 59
4288 + 112 = 4400
59 - 18 = 41
Ответ: 4400.
Ответ: 41.
IX. Рефлексия
— Какие натуральные числа стоят на координатном луче между числами 199 и 203?
— Можно ли из любых трех отрезков составить треугольник?
Домашнее задание
С. 26, № 139, 140, 142.