Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Меньше или больше - Урок 2 - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения в виде неравенства, читать и записывать двойные неравенства.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. В каждой группе подчеркните ту точку, которая лежит левее всех.
А(64) В(61) С(16)
К(41) Е(14) Р(40)
М(6) Y(2) D(12)
Задание 2. В каждой группе подчеркните ту точку, которая лежит правее всех.
E(76) O(56) K(87)
P(32) A(23) B(31)
М(61) T(16) С(45)
Задание 3. Сравните.
766 и 677
3434 и 3344
2154 и 999
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
1) Найдите сумму чисел 620 и 40. (660.)
2) Найдите разность чисел 620 и 40. (580.)
3) Число 15 увеличьте в 6 раз. (80.)
4) Число 48 уменьшите на 8. (40.)
5) Что больше — сумма 13 и 1 или их произведение? (Сумма.)
6) Что меньше — произведение 64 и 0 или их сумма? (Произведение.)
7) Сколько натуральных чисел лежит между точкой A(67) и точкой B(69)? (Одно.)
8) От точки М с координатой 59 отложили семь единичных отрезков вправо. Назовите координату полученной точки. (66.)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
4. Решите задачу.
В классе 15 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно выбрать двух дежурных (одну девочку и одного мальчика)?
— Что можете сказать про эту задачу?
— Сколькими способами можно выбрать на дежурство одного мальчика? (15.)
— Сколько вариантов выбора девочки существует для каждого мальчика? (10.)
— Сколько же вариантов выбора двух дежурных существует? (15 ∙ 10 = 150.)
III. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа, записывать и читать неравенства.
IV. Работа по теме урока
1. Вместо звездочки поставьте цифру так, чтобы неравенство было верным. Объясните свой выбор.
617* < 6171
3454 >34*9
3128 < 312*
2785 < 27*0
2. Запишите в тетрадь все натуральные числа, которые на координатном луче находятся между числами 894 и 901.
3. В числах стерли несколько цифр, а вместо них поставили звездочки. Сравните эти числа, если возможно. Объясните свое решение.
63*** и 61***
28* и 1***
**1* и 99*
V. Работа по учебнику
1. С. 29, № 149 (работа в паре).
2. С. 29, № 150.
— Как называются эти записи?
— Как читаются двойные неравенства?
— Прочитайте.
3. С. 29, № 152.
Проверка
5 < 10 < 15
8 < 11 < 18
21 < 28 < 45
— Прочитайте двойные неравенства.
— Придумайте свое задание с двойным неравенством.
4. С. 29, № 153.
— Прочитайте задание.
— Сколько координатных лучей надо начертить?
VI. Работа над задачей
С. 30, № 164.
— Прочитайте задачу.
— Что требуется узнать в задаче?
— Что нужно знать для того, чтобы узнать производительность каждого рабочего?
— Можно ли узнать время работы?
— Что можно узнать, зная всю работу и время?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 10 - 2 = 8 (ч.) - время работы.
2) 1248 : 8 = 156 (д.) — 13 рабочих в час.
3) 156 : 13 = 12 (д.) - производительность одного рабочего.
VII. Самостоятельная работа
Вариант 1
С. 31, № 167 (1 и 3).
4428: 123 - 33
4428 : 123 = 36
36 - 33 = 3
Ответ: 3.
(8032 - 595) : 37
8032 - 595 = 7437
7437 : 37 = 201
Ответ: 201.
Вариант 2
С. 31, № 167 (2 и 4).
4000 - 3249 : 57
3249 : 57 = 57
4000 - 57 = 3943
Ответ: 3943.
10 486 : (2455 - 2357)
2455 - 2357 = 98
10 486 : 98 = 107
Ответ: 107.
VIII. Рефлексия
— Что бы вы хотели повторить на следующем уроке?
— Как читают двойные неравенства?
— Как сравнивать числа с одинаковым количеством знаков?
Домашнее задание
С. 31, № 173, 174; с. 32, № 179.