Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Сложение натуральных чисел и его свойства - Урок 5 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: совершенствовать навык сложения натуральных чисел.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
— Какое действие изображено?
— Что можно сказать, глядя на рисунок?
— Сформулируйте тему урока.
III. Устный счет
Графический диктант.
(Ответ “да” соответствует _, ответ “нет” — Λ.)
1) 15 + 2005 = 2020
2) 4006 + 8 = 4012
3) 76 + 24 = 90
4) 564 + 16 = 580
5) 6330 + 70 = 6400
6) 35 + 18 + 25 = 78
7) 6 + 52 + 18 = 66
8) 520 + 340 + 80 = 840
9) 9 + 19 + 41 = 69
10) 490 + 510 + 10 = 1010
Ключ: _ Λ Λ _ _ _ Λ Λ _ _
IV. Работа по теме урока
На доске:
5677 4098 37 614 40 566 398
— Что можете сказать об этих числах?
— Какие задания можно к ним придумать?
1. Разложите по разрядам.
5677 = 5000 + 600 + 70 + 7
4098 = 4000 + 90 + 8
37 614 = 30 000 + 7000 + 600 + 10 + 4
40 566 = 40000 + 500 + 60 + 6
398 = 300 + 90 + 8
2. Сколько различных примеров на сложение можно придумать, если слагаемые в примере не могут быть одинаковыми?
— Какая задача у нас получилась? (Комбинаторная.)
— Решите эту задачу. (4 + 3 + 2 + 1 = 10.)
— Составьте эти выражения.
— Найдите значения выражений.
5677 + 4098 = 9775
5671 + 31 614 = 43 291
5677 + 40 566 = 46 243
5677 + 398 = 6075
4098 + 37 614 = 41 712
4098 + 40 566 = 44 664
4098 + 398 = 4496
37 614 + 40 566= 78 180
37 614 + 398 = 38 012
40 566 + 398 = 40 964
V. Работа по учебнику
1. С. 36, № 198.
— Рассмотрите таблицу.
— Сформулируйте вопросы, на которые мы сможем ответить, заполняя таблицу по горизонтали.
— Заполните таблицу.
Проверка
— Какую сумму выручила фабрика за стулья за три месяца? (46 418.)
— Какую сумму выручила фабрика за столы за эти три месяца? (87 112.)
— Какую сумму выручила фабрика за тумбочки? (42 990.)
— На какие вопросы мы сможем ответить, заполняя таблицу по вертикали?
— Какую сумму выручила фабрика в январе? (59 311.)
— Какая сумма выручена фабрикой в феврале? (56 559.)
— Сколько денег выручено в марте? (60 650.)
— Что нужно записать в последнюю оставшуюся ячейку?
— Как эту сумму можно вычислить?
— Проверим свое предположение.
46 418 + 87 112 + 42 990 = 176 560
59 311 + 56 559 + 60 650 = 176 560
2. С. 36, № 199.
— Заполните данную таблицу самостоятельно.
Проверка
Фигуры
Белые
Серые
Черные
Всего
Треугольники
25
17
9
51
Четырехугольники
29
2
23
54
Всего
54
19
32
105
VI. Работа над комбинаторной задачей
С. 39, № 228.
— Прочитайте задачу.
— К какому разделу математики она относится?
— Прочитайте объяснение.
— Подумайте, изменится ли решение этой задачи, если нужно составить четырехзначные числа. (Нет.)
VII. Выполнение заданий
1. С. 39, № 226 (работа в паре).
Проверка
800 106 > 98 004
706 051 < 3 300 011
4 603 172 < 4 603 181
707 837 > 707 829
2. С. 39, № 227 (2, 4) (самостоятельно).
344 + 56 ∙ (153 - 95)
153 - 95 = 58
56 ∙ 58 = 3248
344 + 3248 = 3592
Ответ: 3592.
(1203 - 1143) ∙ (1176 + 394)
1203 - 1143 = 60
1176 + 394 = 1570
1570 ∙ 60 = 94 200
Ответ: 94 200.
VIII. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 6 по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”.
IX. Рефлексия
— Какое настроение после урока?
— Какое число получается при прибавлении к натуральному числу единицы?
— Существует ли такое натуральное число, которое равно сумме всех предшествующих чисел? (Да. 1 + 2 = 3.)
Домашнее задание
С. 40, № 234; с. 41, № 240 (в).