Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Вычитание - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: систематизировать знания учащихся о действии вычитания, полученные в начальной школе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
Математическое лото.
(Для организации устного счета используется та же карточка, что и на предыдущих уроках.)
— Закройте полосками бумаги ячейки с полученными ответами.
1) В новом доме 21 этаж. На каждом этаже по 3 квартиры. Сколько всего квартир в этом доме, если в нем 10 подъездов? (630.)
2) Чему равен периметр квадрата, если его сторона 10 см?
3) 14 плюс 0.
4) Сколько потребуется мешков для расфасовки 160 кг муки по 20 кг в мешок?
5) Найдите сумму чисел 48 и 9.
7) Число 32 увеличьте в 3 раза.
8) Первое слагаемое 800, а второе — 77. Найдите сумму.
9) 455 плюс 545.
296
513
1000
499
С
3
М
Н
877
630
45
555
П
У
О
Т
40
8
90
4
М
Е
Ь
А
7
57
96
14
Р
И
Е
Р
III. Определение темы урока
— Из оставшихся букв составьте слово и определите тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. С. 41—43 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 44, № 255.
— Прочитайте задание.
— Назовите уменьшаемое.
— Назовите вычитаемое.
— Сколько единичных отрезков надо отложить?
— В какую сторону?
3. С. 44, № 256 (практическая работа с использованием интерактивного пособия).
4. С. 43, № 246 (интерактивное пособие).
5. С. 43, № 249.
— Прочитайте задачу.
— Сколько деталей изготовил первый станок?
— Сколько деталей изготовил второй станок?
— Как найти, на сколько одно число больше или меньше другого?
— Решите задачу.
1645 - 1235 = 410 (д.) — на столько деталей второй станок изготовил больше.
V. Работа над составной задачей
С. 47, № 279.
— Сколько товарных составов было на станции?
— Сколько вагонов в первом составе?
— Что сказано про количество вагонов во втором составе?
— Что известно про третий состав?
(В ходе анализа данных составляется краткое условие.)
— Можем ли узнать, сколько вагонов во втором составе? Почему?
— Можем ли узнать, сколько вагонов в третьем составе? Почему?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 30 + 5 = 35 (в.) — во втором составе.
2) 30 + 10 = 40 (в.) — в третьем составе.
3) 30 + 35 + 40 = 105 (в.) — вместе.
VI. Самостоятельная работа
— Выполните вычитание и сделайте проверку сложением.
67 340 - 43 666 = 23 674
600 981 - 56 999 = 543 982
30 000 002 - 5 611 102 = 24 388 900
53 221 - 7998 = 45 223
641 302 - 77 409 = 563 893
100 000 000 - 4 523 777 = 95 476 223
VII. Рефлексия
— Какие задания вам показались наиболее интересными?
— Каким должно быть уменьшаемое при действиях с натуральными числами?
— Как называются числа при вычитании?
Домашнее задание
С. 48, № 288, 291.