Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Уравнение - Урок 4 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить решать уравнения и задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Решите уравнение.
(24 - х) + 37 = 49
Ответ: х = 12.
Задание 2. Найдите значение выражения, предварительно упростив.
(238 + у) - 127 при у = 78
Ответ: 189.
Задание 3. Составьте уравнение по задаче.
У мамы 500 руб. После того как она сделала покупки, у нее осталось 112 руб. Сколько денег потратила мама?
500 - х = 112
Ответ: 388 руб.
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
— Решите удобным способом.
(Задания на слайдах.)
937 - (137 + 793)
(747 + 896) - 236
(654 + 289) - 254
(348 + 252) - 299
854 + (249 - 154)
(227 + 358) - (127 + 258)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
4. На доске (слайде):
На гору ведут 5 дорог. Сколькими способами можно выбрать маршрут для того, чтобы подняться на гору, а затем спуститься с нее? (5 ∙ 5 = 25.)
III. Определение темы урока
Сегодня на уроке решаем уравнения и задачи и готовимся к контрольной работе.
IV. Работа по теме урока
(Решение уравнений.)
(237 + х) – 583 = 149
237 + х = 149 + 583
237 + х = 732
х = 732 - 237
х = 495
Ответ: 495.
325 - (х - 619) = 219
х - 619 = 325 - 219
х - 619 = 106
х = 106 + 619
х = 725
Ответ: 725.
468 - (259 - х) = 382
259 - х = 468 - 382
259 - х = 86
х = 259 - 86
х = 173
Ответ: 173.
V. Решение задач
1. С. 62, № 377 (в).
— Что нужно узнать в задаче?
— Что следует обозначить буквой?
Пусть в бензобаке первоначально было х л бензина.
После того как долили 39 л, его стало х + 39.
После того как 43 л израсходовали, осталось (х + 39) - 43.
А по условию осталось 27 л.
Значит, можем составить уравнение:
(х + 39) - 43 = 27
х + 39 = 27 + 43
х + 39 = 70
х = 70 - 39
х = 31 (л) — бензина было в баке.
Ответ: в бензобаке первоначально был 31 л бензина.
2. С. 62, № 377 (г).
(Работа строится аналогично.)
(60 - х) - 16 = 20
60 - х = 20 + 16
60 - х = 36
х = 60 - 36
х = 24 (м) — ткани пошло на платья.
Ответ: на платья пошло 24 м ткани.
VI. Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Решите задачу с помощью уравнения.
Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя? (333 - х = 195; х = 138.)
2. Решите уравнение.
802 - х = 416 (х = 386.)
44 + (а - 85) = 105 (а = 146.)
3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.
(256 - х) - 156 при х = 44 (100 - х = 100 - 44 = 56.)
Вариант 2
1. Решите задачу с помощью уравнения.
Если из задуманного числа вычесть 242, то получится 120. Найдите задуманное число. (х - 242 = 120; х = 362.)
2. Решите уравнение.
с - 127 = 353 (с = 480.)
69 + (87 - n) = 103 (n = 53.)
3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.
238 - (38 + а) при а = 78 (200 - а = 200 - 78 = 122.)
VII. Рефлексия
— Какие упражнения урока вам хотелось бы повторить? Почему?
— Оцените свою готовность к контрольной работе.
VIII. Домашнее задание
С. 65, № 400, 403 (а).