Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Правильные и неправильные дроби - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить с правильными и неправильными дробями, учить понимать их смысл.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа. Определение темы урока
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
— Первую задачу вы пытались решить дома (№ 963).
— Можно ли из прямоугольного листа фанеры длиной 6 дм и шириной 4 дм вырезать круг радиуса 3 дм? 2 дм? 1 дм? (Чтобы вырезать круг из листа фанеры, длина и ширина этого листа должна быть больше или равной диаметру. При радиусе 3 дм диаметр 6 дм — вырезать нельзя. При радиусе 2 дм диаметр 4 дм — вырезать можно; при радиусе 1 дм диаметр 2 дм — вырезать можно.)
— Решите задачу.
У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями “огурцы”, “цветы”, “ромашки”. Она посадила в эти ящики огурцы, ромашки и колокольчики так, что все надписи оказались неверными. Что в каком ящике вырастет у хозяйки? (“Огурцы” — ромашки; “цветы” — огурцы; “ромашки” — колокольчики.)
— Как вы думаете, какая дробь больше — 7/8 или 8/7?
— Попробуйте объяснить.
Сегодня на уроке мы научимся сравнивать такие дроби и дадим каждой название.
III. Работа по теме урока
1. Покажем каждую из дробей на координатном луче.
— Как вы понимаете 7/8?
— Как вы понимаете 8/7?
— Как же взять 8 частей, если целое разделили на 7? (Необходимо еще одно целое.)
— Посмотрите на координатный луч, сравните 7/8 с 1.
— А что можно сказать про дробь 8/7? (Она больше единицы.)
2. Прочитайте дроби.
— Выпишите дроби, которые меньше единицы.
— Выпишите дроби, которые больше единицы.
— Сравните две эти группы. Что вы заметили? (У дробей первой группы числитель меньше знаменателя, а у дробей второй группы числитель больше знаменателя.)
— Прочитав статью учебника, вы узнаете, как называются дроби первой и второй групп.
IV. Работа по учебнику
1. С. 151—152 (работа по статье учебника).
— Как называются дроби первой группы? Сформулируйте правило.
— Как называются дроби второй группы? Дайте их определение.
2. С. 152, № 974.
— Какой из отрезков будет длиннее? Почему?
— Начертите отрезки. (6 см, 10 см.)
3. С. 152, № 975 (работа в паре).
4. С. 152, № 976 (письменно).
Проверка
V. Работа над задачей
1. С. 152, № 980.
— Прочитайте задачу.
— За сколько дней бригада построила ферму?
— Сколько дней потребовалось по плану?
— Как вы это понимаете?
— Прикиньте ответ. Докажите свое предположение.
— Решите задачу.
48 : 4 ∙ 5 = 60 (дн.) — отводилось на постройку.
— Прочитайте ответ. (По плану на постройку отводилось 60 дней.)
2. С. 153, № 981 (работа в паре).
VI. Повторение изученного материала
1. С. 153, № 992.
2. С. 154, № 993, 994.
(Проверка выполнения.)
VII. Рефлексия
— Какие дроби называются правильными (неправильными)? Приведите свои примеры.
Домашнее задание
С. 154, № 999, 1001, 1004.