Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями - Урок 2 - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: совершенствовать умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; учить применять полученные знания при решении задач.
Ход урока
I. Организационный момент. Определение темы урока
1. Восстановите записи и сформулируйте тему урока.
2. Расскажите, как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
II. Устный счет
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Выполните действия.
Задание 2. Сравните дроби.
Задание 3. Допишите.
15 мин = * ч
3 дня = * недели
847 кг = * т
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
1) Пятую часть листа разрезали пополам. Какую часть всего листа составляет каждая из этих половинок? (1/10.)
2) Четверть трети числа равна 10. Чему равно целое число? (120.)
3) Половина четверти равна 20. Чему равно целое число? (160.)
4) Среди 15 тюльпанов 3 цветка желтого цвета. Какую часть всех тюльпанов составляют цветы желтого цвета? (3/15.)
5) У царя Гвидона 7 сыновей, у каждого его сына по 7 сыновей, а у каждого внука царя Гвидона по 2 дочери. Сколько правнучек у царя Гвидона? (7 ∙ 7 = 49 — внуков у царя Гвидона; 49 ∙ 2 = 98 — правнучек.)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
III. Работа по теме урока
С. 157, № 1012 (работа в паре).
Проверка
IV. Решение задач по новой теме
1. С. 158, № 1014.
— Прочитайте задачу.
— Какова площадь участка?
— Какая площадь занята елью, сосной?
— Что можно узнать, имея эти данные?
— Ответили ли мы на вопрос задачи? (Нет, так как мы узнали, какую часть занимают посадки ели и сосны. А нам надо узнать, сколько гектаров занято елью и сосной вместе.)
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) — такая часть леса занята елью и сосной.
2) 300 : 10 ∙ 7 = 210 (га) — площадь, занятая елью и сосной.
— Прочитайте ответ. (Елью и сосной заняты 210 га леса.)
— Можно ли решить задачу иначе?
— Составьте план решения. (1. Сколько занято елью? 2. Какая площадь занята сосной? 3. Какая площадь леса занята сосной и елью вместе?)
1) 300 : 10 ∙ 3 = 90 (га) — площадь, занятая елью.
2) 300 : 10 ∙ 4 = 120 (га) — площадь, занятая сосной.
3) 90 + 120 = 210 (га) — площадь, занятая елью и сосной.
— Какой способ решения вам понравился больше? Почему?
— Не меняя условие задачи, измените вопрос задачи. (Для посадки леса выделили участок площадью 300 га. Ель высадили на 3/10 участка, а сосну — на 4/10 участка. На сколько больше площадь, занятая сосной, чем площадь, занятая елью?)
(Обсуждение в парах.)
— Можно ли эту задачу решить двумя способами?
— Решите ее тем способом, который вам понравился больше.
— Прочитайте ответ задачи. (Сосной занято на 30 га больше, чем елью.)
2. С. 158, № 1020.
— Прочитайте задачу.
— Что сказано про первый день?
— Что известно про второй день?
— Что можем узнать? (Какая часть всего пути пройдена за два дня вместе?)
— Какую же часть пути составляют 36 км?
— Сколько равных долей содержится в 36 км?
— А сколько равных долей в целом?
— Прикиньте ответ. Он будет больше или меньше 36 км? (Число в ответе будет больше.)
— Объясните почему. (36 км — это только часть целого.)
— Составьте план решения. (1. Какую часть всего пути прошел турист за два дня? 2. Сколько километров составляет весь путь туриста?)
— Решите задачу.
— Прочитайте ответ. (Весь путь туриста составляет 42 км.)
V. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 21 по теме “Обыкновенные дроби”.
VI. Рефлексия
— Какие ошибки можно допустить при выполнении сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?
Домашнее задание
С. 161, № 1040, 1043.