Поурочные разработки по алгебре 7 класс - к учебнику Ю.Н. Макарычева - 2014 год
Функции у = х2 и у = х3 и их графики - ОДНОЧЛЕНЫ - СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
Цель: рассмотреть свойства функций у = х2 и у = х3 и их графики.
Планируемые результаты: научиться строить графики функций у = х2 и у = х2.
Тип уроков: урок изучения нового материала.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Перемножьте одночлены 3х2у, -0,5х3у2 и 2ху4.
2. Возведите одночлен 2а3b2с в квадрат и в куб.
3. Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида и определите его степень.
Вариант 2
1. Перемножьте одночлены 2ху2, 3х4у3 и -0,5х2у3.
2. Возведите одночлен 3ab3c2 в квадрат и в куб.
3. Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида и определите его степень.
III. Работа по теме уроков
Зависимость площади квадрата S от его стороны a (S = а2), зависимость кинетической энергии Е тела массой m от его скорости зависимость потенциальной энергии Е пружины от длины l, на которую она растянута, где k — коэффициент упругости пружины, и т. д. являются примерами функции у = х2. Рассмотрим таблицу значений такой функции и на основании ее данных построим график функции.
x |
-3 |
-2,5 |
-2 |
-1,5 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
y |
9 |
6,25 |
4 |
2,25 |
1 |
0,25 |
0 |
0,25 |
1 |
2,25 |
4 |
6,25 |
9 |
График функции у = х2 называется параболой. Рассмотрим свойства такой функции.
1. Область определения функции — все значения х. Действительно, любое число х можно возвести во вторую степень (в квадрат).
2. Область значений функции — все значения у ≥ 0. При возведении в квадрат любого числах х ≠ 0 получаем положительное число. При возведении в квадрат нуля получаем нуль. Поэтому значения у ≥ 0 и график функции расположены не ниже оси абсцисс.
3. График функции проходит через начало координат.
4. Противоположным значениям х соответствует одно и то же значение у, так как (-х)2 = х2 при любом х. Поэтому график функции симметричен относительно оси ординат. Заметим, что такие функции называются четными.
Рассмотрим кубическую зависимость у = х3. Зависимость объема V куба от его стороны а (V = а3), зависимость объема V шара от его радиуса где п = 3,14, и т. д. являются именно такими зависимостями. Составим таблицу значений функции у = х3 и на основании ее данных построим график.
x |
-2 |
-1,5 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
y |
-8 |
-3,38 |
-1 |
-0,13 |
0 |
0,13 |
1 |
3,38 |
8 |
Рассмотрим свойства такой функции.
1. Область определения функции — все значения х. Действительно, любое число х можно возвести в третью степень (в куб).
2. Область значений функции — все значения у. При возведении в куб отрицательного числа получаем отрицательное число, при возведении нуля — нуль, при возведении положительного числа — положительное число.
3. График функции проходит через начало координат.
4. Противоположным значениям х соответствуют противоположные значения у, так как (-х)3 = (-1)3 ∙ х3 = -х3 при любом х. Поэтому график функции симметричен относительно начала координат.
Заметим, что такие функции называются нечетными.
IV. Задания на уроках
№ 484, 487, 488, 492 (а), 493, 494 (б), 496 (а).
V. Контрольные вопросы
— Нарисуйте эскиз графика функции у = х2.
— Перечислите свойства функции у = х2.
— Нарисуйте эскиз графика функции у = х3.
— Перечислите свойства функции у = х3.
— Дайте определение четной и нечетной функций.
VI. Творческие задания
1. Пользуясь графиком соответствующих функций, сравните числа:
2. Среди приведенных укажите четные и нечетные функции:
(Ответ: четные функции — а, в, д, е, нечетные функции — б, г, ж, з, л.)
3. Постройте график функции:
Укажите четные и нечетные функции.
VII. Подведение итогов уроков
Домашнее задание
№ 485, 489, 490, 492 (б), 494 (а), 496 (б).