Алгебра 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. Г. Мордковича - 2016
РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ НЕРАВЕНСТВ - НЕРАВЕНСТВА
Цели деятельности учителя |
Объяснить понятие “квадратное неравенство” и алгоритм решения квадратных неравенств; научить решать квадратные неравенства и задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств |
Тип урока |
Уроки изучения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать понятие “квадратное неравенство”, алгоритм решения квадратного неравенства, теорему 1 и теорему 2 о квадратном трехчлене; уметь решать любые квадратные неравенства, задания, сводимые к решению квадратных неравенств. Личностные: формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные - уметь прогнозировать ситуацию, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать по правилу, алгоритму, аналогии; коммуникативные - уметь взаимодействовать с другими учащимися, слушать, вести диалог, аргументированно высказывать свои суждения; познавательные - уметь находить необходимую информацию в учебнике по заданной теме, анализировать ситуацию, делать выводы, обобщать материал |
Основные понятия |
Квадратное неравенство, алгоритм решения квадратного неравенства, теорема 1 и теорема 2 о квадратном трехчлене |
Ресурсы |
Учебник, задачник |
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная |
Урок 110. Решение квадратных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока. Подводит итоги самостоятельной работы |
Подготовка к уроку, концентрация внимания. Итоги самостоятельной работы |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Осознавать необходимость дисциплинарного взаимодействия учителя и учащихся |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность; развивать умение устанавливать тематические рамки |
Создает условия для актуализации учебной деятельности. Задает вопросы, поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки |
Устная фронтальная работа (задания - см. Приложение к уроку 110) |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, выполняют задания, дополняют ответы друг друга |
Знать об изображении решений линейного неравенства в координатной плоскости |
Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно |
III. Объяснение основных понятий. Цель: разобрать пример по решению квадратных неравенств |
Объясняет на примере 1 учебника алгоритм решения квадратного неравенства |
Работа с учебником: с. 214-215. Рассмотреть пример 1 |
Отвечают на вопросы учителя. Читают текст из учебника |
Знать понятие “квадратное неравенство”, алгоритм решения квадратного неравенства. Уметь решать простейшие квадратные неравенства |
Познавательные: уметь работать по алгоритму, анализировать, обобщать материал. Коммуникативные: уметь выражать мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию |
IV. Рассмотрение основных понятий. Цель: организовать работу по решению квадратных неравенств |
Организует общую работу над решением примеров |
Работа с задачником: с. 207-208. Решить в тетради: № 34.1, 34.2, 34.4. Ответ записывать числовыми промежутками |
Отвечают на вопросы учителя. Решают задания на доске и в тетради |
||
V. Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Ответить на вопросы: - Какие понятия изучили на уроке? - На какую оценку каждый знает эти понятия? - Что было непонятно? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку |
Уметь повторять рассмотренные алгоритмы, анализировать собственную учебную деятельность |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
VI. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Домашнее задание: Работа с задачником: с. 208. Решить в тетради: № 34.3. Работа с учебником: с. 214—217. Выучить алгоритм решения квадратного неравенства, определение квадратного неравенства |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Приложение к уроку 110
Задания к фронтальной работе
1. Какому из неравенств соответствует графическое решение?
2. Выберите решения неравенства у ≤ 2х - 4:
Урок 111. Решение квадратных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока |
Концентрация внимания помогает сосредоточиться на изучаемой теме |
Слушают учителя, отвечают на вопросы по необходимости |
Осознавать дисциплинарный момент, необходимость изучения математики |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Актуализация опорных знаний. Цели: создать условия для повторения основных понятий предыдущего урока |
Организует работу по проверке домашнего задания и повторению алгоритма решения квадратного неравенства |
1. Проверка домашнего задания. (Домашняя работа проверяется устно.) 2. Повторение изученного алгоритма решения квадратного неравенства |
Отвечают на вопросы. Проговаривают правила, читают по тетради решение неравенств |
Знать алгоритм решения квадратного неравенства |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, структурировать знания. Коммуникативные: уметь формулировать известные правила в устной и письменной формах |
III. Создание проблемной ситуации. Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность; развивать умение устанавливать тематические рамки |
Создает условия для проблемного обучения. Задает вопросы, поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки |
Решить неравенство 2х2 - 3х + 4 < 0 При получении отрицательного дискриминанта возникает проблема в дальнейшем решении |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, выполняют решение неравенства до определенного момента. Один из учащихся решает неравенство у доски |
Знать понятие “квадратное неравенство” и алгоритм решения квадратного неравенства |
Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания в устной форме |
IV. Рассмотрение основных понятий. Цели: организовать работу по решению квадратных неравенств |
Объясняет теоремы 1 и 2. Организует общую работу над решением примеров по учебнику |
Работа учебником: с. 217-218. Прочитать теоремы 1 и 2, рассмотреть пример 4 |
Отвечают на вопросы учителя. Читают в учебнике формулировки теорем и примеры решения неравенств с отрицательным дискриминантом |
Знать и применять теоремы о квадратном трехчлене с отрицательным дискриминантом при решении квадратных неравенств |
Познавательные: уметь ориентироваться в алгоритмах, записанных в учебнике, работать по ним, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию |
V. Закрепление основных понятий. Цель: научить решать неравенства с использованием теорем 1 и 2 |
Организует работу по решению неравенств |
Работа с задачником: с. 208. Решить: № 34.10, 34.11, 34.12 |
Решают задания на доске и в тетради |
Уметь самостоятельно решать задания по теме |
Регулятивные: уметь выполнять действия по аналогии. Личностные: уметь продемонстрировать свои достижения |
VI. Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Ответить на вопросы: - Как разрешилась наша проблема? - Насколько сложно доказывать теоремы? - Что было непонятно? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку |
Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
VII. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Домашнее задание: Работа с задачником: с. 208. Решить: № 34.13. Работа с учебником: с. 217-219. Выучить теоремы о квадратном трехчлене с отрицательным дискриминантом |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Урок 112. Решение квадратных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока |
Подготовка к уроку, концентрация внимания |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Осознавать необходимость дисциплинарного взаимодействия учителя и учащихся |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Актуализация учебной деятельности. Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность |
Создает условия для актуализации учебной деятельности. Задает вопросы, поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки |
Фронтальный опрос: - Как решить квадратное неравенство, если квадратный трехчлен имеет корни? - Как решить квадратное неравенство, если квадратный трехчлен не имеет корней? - Сформулируйте теорему 1. - Сформулируйте теорему 2 |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, выполняют задания |
Знать алгоритм решения квадратного неравенства, теоремы 1 и 2 о квадратном трехчлене |
Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно |
III. Рассмотрение основных понятий. Цели: организовать работу по решению заданий с использованием квадратных неравенств |
Организует общую работу над решением примеров по задачнику |
Работа с задачником: с. 209. Решить: № 34.25, 34.26, 34.27 |
Отвечают на вопросы учителя. Решают задания на доске и в тетради |
Уметь решать квадратные неравенства, записанные в разных видах |
Познавательные: уметь работать по алгоритму и аналогии. Коммуникативные: уметь выражать мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; сопоставлять результаты решений, анализировать ситуацию. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
IV. Самостоятельная работа. Цели: организовать самостоятельное решение задач; закрепить изученные алгоритмы |
Организует проведение самостоятельной работы |
Самостоятельная работа Вариант 1 Решите неравенства: 1) х2 - 3х - 10 ≤ 0; 2) 16х2 - 24х + 9 > 0; 3) -x2 + 2x – 5 > 0. Вариант 2 Решите неравенства: 1) х2- х - 12 > 0; 2) – 49x2 + 14x - 1 ≥ 0; 3) - 3х2 + х - 2 < 0 |
Решают задания в тетрадях |
Знать основные понятия о квадратных неравенствах. Уметь решать квадратные неравенства |
|
V. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Работа с задачником: с. 209. Решить в тетради: № 34.23, 34.24. Повторить по учебнику теоремы 1 и 2, алгоритм решения квадратного неравенства |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Урок 113. Решение квадратных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока. Подводит итоги самостоятельной работы |
Концентрация внимания помогает сосредоточиться на изучаемой теме. Итоги самостоятельной работы |
Слушают учителя, отвечают на вопросы по необходимости |
Осознавать дисциплинарный момент, необходимость изучения математики |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Актуализация опорных знаний. Цели: создать условия для повторения основных понятий предыдущего урока |
Организует работу по проверке домашнего задания и повторению основных правил |
1. Проверка домашнего задания. (Устная проверка позволит повторить изученные алгоритмы решения квадратных неравенств.) 2. Повторение основных правил |
Отвечают на вопросы. Проговаривают правила, читают по тетради решение примеров |
Знать алгоритмы для решения квадратных неравенств. Уметь их применять |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, структурировать знания; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: уметь формулировать известные правила в устной и письменной формах |
III. Рассмотрение основных понятий. Цели: обеспечить выполнение учащимися базовых учебных действий; организовать работу по решению заданий |
Организует общую работу над решением примеров по задачнику. Планирует провести подготовку к контрольной работе |
Работа с задачником: с. 211, 188. Решить: № 34.36, 34.40, 30.8 (а, б), 30.12 (а, б) |
Отвечают на вопросы учителя. Решают задания на доске и в тетради |
Знать метод введения новой переменной при решении иррациональных уравнений. Уметь решать квадратные уравнения с параметром |
Познавательные: уметь ориентироваться в алгоритмах, записанных в учебнике, работать по ним, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Ответить на вопросы: - Какие темы были изучены между контрольными работами? - Какая тема кажется наиболее сложной? - Что было непонятно? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку |
Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
V. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Домашнее задание: Работа с задачником: с. 211, 188. Решить: № 34.37, 30.8 (в, г), 30.12 (в, г) |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |