Геометрия 9 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ПОВОРОТ - ДВИЖЕНИЯ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для введения понятия поворота, доказательства того, что поворот является движением, для обучения построению геометрических фигур при повороте фигуры на данный угол |
||
Термины и понятия |
Отображение плоскости на себя, движение, поворот, положительный угол поворота, отрицательный угол поворота, центр поворота |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
Умеют объяснять, что такое поворот, обосновывать, что это отображение плоскости на себя является движением |
Познавательные: умеют принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации. Регулятивные: понимают и принимают цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||
Образовательные ресурсы |
• Задания для построения, фронтальной работы, самостоятельной работы |
||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|||
Цель деятельности |
Задания на построение |
||
Систематизировать теоретические знания |
(И) Учащиеся выполняют построения на отдельных листках, а затем сдают работы учителю на проверку. Задачи: 1) Даны треугольник MNK и точка О. Постройте фигуру F, на которую отображается треугольник MNK при центральной симметрии с центром О. 2) Даны прямая l и четырехугольник РМЕС. Постройте фигуру F, на которую отображается данный четырехугольник при осевой симметрии с осью l. 3) Даны окружность с центром О и прямая l. Постройте фигуру F, на которую отображается данная окружность при осевой симметрии с осью l |
||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Ввести понятие поворота |
(Ф) 1. Ввести понятие поворота. Определение: Поворотом плоскости вокруг точки О на угол а называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М1, ОМ = ОМ1, ∠MOM1 = α. α - угол поворота, О - центр поворота. 2. Доказать, что поворот есть движение |
||
III этап. Закрепление изученного материала |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Отработать умение строить поворот фигуры |
(Ф/И) 1. Решить задачу № 1166 на доске и в тетрадях. (В ходе решения этой задачи полезно подчеркнуть, что поворот вокруг точки на 180° по часовой стрелке совпадает с поворотом вокруг этой же точки на 180° против часовой стрелки и является центральной симметрией.) 2. Решить задачи № 1167 и 1169 (учащиеся могут выполнить эти задания самостоятельно с последующим обсуждением). 3. Полезно предложить учащимся самостоятельно ознакомиться с решением задачи № 1171 (а), приведенным в учебнике, выполнить необходимые построения; затем можно обсудить это решение. Важно подчеркнуть, что решение рассмотренной задачи дает еще один способ построения прямой, на которую отображается данная прямая при повороте вокруг данной точки. 4. Рассмотреть с учащимися следующие задачи: 1) Через центр квадрата проведены две взаимно перпендикулярные прямые. Докажите, что их точки пересечения со сторонами квадрата являются вершинами другого квадрата. 2) Докажите, что при повороте правильного треугольника АВС вокруг вершины А на 60° либо вершина В переходит в вершину С, либо вершина С переходит в вершину В. 5. Решить задачу № 1170 (б) |
||
IV этап. Самостоятельная работа |
|||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
||
Проверить уровень усвоения нового материала |
(И) Вариант I 1. В трапеции ABCD боковые стороны АВ и CD равны. 1) Постройте отрезок СА1, на который отображается сторона АВ при параллельном переносе на вектор 2) Найдите площадь треугольника A1CD, если AD = 10 см, ВС = 4 см, АВ = 6 см. 2. Докажите, что правильный шестиугольник при повороте на 60° вокруг своего центра отображается на себя. Вариант II 1. Точка М - середина стороны АС треугольника АВС. 1) Постройте отрезок МВ1, на который отображается сторона АВ при параллельном переносе на вектор 2) Найдите периметр треугольника MDC, где D - точка пересечения отрезков ВС и МВ1, если периметр треугольника АВС равен 12 м. 2. Докажите, что правильный пятиугольник при повороте на 72° вокруг своего центра отображается на себя |
||
V этап. Итоги урока |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
(Ф/И) - Оцените свою работу на уроке? - Что оказалось для вас наиболее сложным? |
(И) Домашнее задание: решить задачи № 1168, 1170 (а), 1171 (б), 1183 |