Поурочные разработки по Геометрии 11 класс
Зачет по теме «Метод координат в пространстве» - Движения - МЕТОД КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ
Цель урока:
- проверить теоретические знания учащихся, их умения и навыки применять эти знания в решении задач векторным, векторно-координатным способами.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Сообщить тему урока и его цель;
2. Раздать карточки-задания;
3. Пояснить уровень сложности заданий, вошедших в работу (карточку). Каждая карточка содержит три задания: № 1 и № 2 - теоретические, причем № 2 с доказательством; № 3 включает в себя задачу.
Предложены задачи трех уровней сложности: задача № 1 - I уровень; задача № 2 - II уровень и задача № 3 - III уровень.
II. Выполнение работы (по карточкам) (см. приложение)
Домашнее задание
Решение задачи оставшегося уровня (после выбора на зачет), а также задач, содержащихся в карточке соседа по парте (карточки-задания в распечатанном виде выдаются учащимся на дом).
Решение задач вошедших в зачет.
Карточка 1.
№ 1. Дано:
Найдите значение m, при котором будет: а) острым; б) прямым; в) тупым.
Решение: - острый, если - прямой, если - тупой, если при у знак cosy будет зависеть от знака Если 8 + m > 0, m > -8. 8 + m = 0, m = -8. 8 + m < 0, m < -8. (Ответ: а) при m > -8; б) m = -8; в) m < -8.)
№ 2. Дано:
Найти значения k, при которых угол между векторами будет: а) острый; б) прямой; в) тупой.
Решение: Если 7 + 26k > 0, то φ - острый; 7 + 26k = 0, то φ - прямой; 7 + 26k < 0, то φ - тупой. (Ответ: .)
№ 3. Дано: ΔABC; А(m; -3; 2), В(9; -1; 3), С(12; -5; -1) (рис. 1).
Определите значение m, при котором ∠С ΔАВС тупой.
Решение: ∠С - тупой, если cos С < 0. Определим значение m, при котором
(Ответ: при .)
Карточка 2.
№ 1. Дано: А (1; 1; 2), В(0; 1; 1), С(2; -2; 2) и D(2; -3; 1).
Найти: угол между прямыми АВ и CD.
Решение: Рассмотрим направляющие векторы и прямых АВ и CD. (0-1; 1-1; 1-2); (-1; 0; -1). ( 2-2; -13+2; 1-2); (0; -1; -1).
φ = 60°. (Ответ: 60°.)
№ 2. Дано: А(1; 1; 0), В(3; -1; 0), С(4; -1; 2), D(0; 1; 0).
Вычислим угол между прямыми АВ и CD.
Решение:
№ 3. Дано: куб ABCDA1B1C1D1 (рис. 2). Найти: угол между прямыми АВ1 и A1D.
Решение: Введем систему координат Dxyz. Пусть АВ = а, тогда и D(0; 0; 0); С(0; а; 0); А(а; 0; 0); В(а; а; 0). Рассмотрим направляющие векторы и . A1(а; 0; а); В1 (а; а; а); {0; a; a}. {-а; 0; -а}; φ = 60°. (Ответ: 60°.)
Карточка 3.
№ 1. Дано: А(-3; 1; 2), В(1; -1; -2).
Найти: а) координаты середины отрезка АВ; б) координаты и длину отрезка АВ; в) координаты точки С:
Решение:
M - середина АВ; М(-1; 0; 0).
(Ответ:
№ 2. Дано: А(0; 4; 0), В(2; 0; 0), С(4; 0; 4), D(2; 4; 4) (рис. 3).
Доказать, что ABCD - ромб.
Решение:
1. Докажем, что ABCD - параллелограмм. Для этого воспользуемся признаком параллелограмма. Пусть О - середина АС, O1 - середина BD. О(2; 2; 2); O1(2; 2; 2); O = O1, следовательно, АС ∩ BD = 0 и АО = ОС; ВО = OD; ABCD - параллелограмм.
2. Докажем, что АВ = AD. следовательно, АВ = AD значит, ABCD - ромб (по определению).
№ 3. Дано: А(0; 1; 2), В(√2; 1; 2), С(√2; 2; 1), D(0; 2; 1).
Докажите, что ABCD - квадрат.
Решение: Воспользуемся чертежом задачи № 2.
1) Найдем координаты середин диагоналей четырехугольника ABCD.
- середина АС; - середина BD; O’ = O, следовательно ABCD - параллелограмм.
2) AB = AD ⇒ ABCD - ромб.
3) cледовательно ABCD - квадрат.
Карточка 4.
№ 1. Дано: ΔABC. А(2; 1; -8), B(1; -5; 0), С(8; 1; -4) (рис. 4).
а) Докажите, что ΔABC - равнобедренный;
б) Найти: MN - среднюю линию треугольника, соединяющую боковые стороны.
Решение:
1. АВ = ВС ⇒ ΔABC- равнобедренный (по определению).
2. MN - средняя линия или (Ответ: √13.)
№ 2. Дано: ABCD - параллелограмм A(-6; -4; 0), В(6; -6; 2), С(10; 0; 4) (рис. 5).
Найти: D(x; y; z) и угол между
Решение:
1. Найти D(x; y; z); О - середина АС; О - середина BD (по свойству диагоналей параллелограмма). z = 2; D(-2; 2; 2).
(Ответ: D(-2; 2; 2); 60°.)
№ 3. Дано: A(2; 5; 8), B(6; 1; 0) (рис. 6).
Найдите: a) C(x; y; z); С ∈ Oy; AC = BC; 6) SΔABC.
Решение:
а) С ∈ Oy, следовательно, С(0; y; 0); AС = ВС, следовательно, -8y = 37 – 64 - 29; -8y = -56; у = 7, С(0; 7; 0).
(Ответ: a) С(0; 7; 0), б) SΔ = 24√3.)
Карточка 5.
№ 1. Дано:
Найти:
Решение:
(Ответ: а) 6√3; б) 8.)
№ 2. Дано:
Найти:
Решение:
№ 3. Дано:
Вычислить (Ответ: -20.)
Карточка 6.
№ 1. Дано: М(-4; 7; 0), N(0; -1; 2); K — середина MN (рис. 7).
Найдите: ОК, где О - начало координат.
Решение: В ΔOMN ОК — медиана; (Ответ: √14.)
№ 2. Дано: МАВС - тетраэдр; М(2; 5; 7), A(1; -3; 2), В(2; 3; 7), С(3; 6; 0); О - точка пересечения медиан ΔАВС (рис. 8).
Найти: МО.
Решение. (Ответ: 5.)
№ 3. Дано: DABC - тетраэдр; DA = 5 см; AB = 4 см; АС = 3 см; ∠BAC = 90°; ∠DAB = 60°; ∠DAC = 45°; О - точка пересечения медиан ΔDBC (рис. 9).
Найти: АО.
Решение:
1.
2. Введем векторы тогда
3. Используем данные задачи на вычисления
4. Подставляем в выражение (Ответ: )