Путешествие в историю математики - Свечников А. А. 1995
Алгебра в арифметике
Продолжительное время предметом алгебры было изучение вопросов, связанных с решением разнообразных уравнений. Впоследствии предмет алгебры значительно расширился.
Уже после того, как люди научились считать и решать многие задачи, долгое время древние мудрецы и вычислители даже не подозревали, что может появиться целая наука — алгебра.
Алгебра зарождалась и развивалась постепенно в недрах арифметики.
Ее начатки существовали еще за 2000 лет до н. э. в Древнем Вавилоне и Египте. На вавилонских клинописных пластинках и в египетских папирусах содержится ряд задач, которые решают посредством составления уравнений.
Вавилонские математики решали их с помощью специальных таблиц и правил, которыми предписывалась последовательность действий.
В Древнем Египте при решении таких задач для обозначения неизвестного был установлен особый значок . Называли его хау, что в переводе на русский язык значит «куча». В папирусе Ахмеса среди других задач есть такая: «Куча, ее седьмая часть, ее целое. Что составляет 19». Эту задачу легко решить, составив
уравнение:
При решении аналогичных задач египетские писцы пользовались правилом ложного положения, или фальшивым правилом. Они сначала предполагали, что куча — это 7. Тогда кучи составит 1, а вместе 8, но эта сумма (8), по условию, составляет 19. Допущенное значение кучи 7 надо увеличить в 19 раз и уменьшить в 8, т. е. куча
равна
Приведем запись уравнения из папируса Ахмеса.
Правило ложного положения было известно и в Древнем Китае около 2000 г. до н. э. Китайские математики разработали свой прием решения уравнений с двумя и большим числом неизвестных.
Дальнейшее развитие начала алгебры получили в Древней Греции и в Средней Азии. Этому содействовали ученые Пифагор, Евклид, Диофант и другие, хотя о существовании алгебры они еще не подозревали. Только спустя тысячелетия сведения из алгебры расширились так, что возникла потребность выделить алгебру в самостоятельный отдел математики.