Уроки математики 3 класс
Цена. Количество. Стоимость - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ - Первая четверть - ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с терминами цена, количество и стоимость, зависимостью этих величин, научить решать задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству;
2) повторить таблицу умножения в пределах 20 и соответствующие случаи деления, совершенствовать навыки вычислений, пространственные представления учащихся;
3) совершенствовать вычислительные навыки, закрепить умение определять время по часам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового.
1) Заполните таблицу.
Множитель |
5 |
3 |
6 |
4 |
|
Множитель |
2 |
4 |
2 |
||
Произведение |
18 |
14 |
16 |
2) Найдётся ли среди трёх чисел такое, которое является разностью двух других?
а) 34; 18; 16.
б) 20; 70; 50.
в) 45; 90; 90.
3) Переставьте цифры в записи так, чтобы она стала верной:
67 - 28 = 35.
4) Задача. У Маши 2 коробки карандашей, по 6 карандашей в каждой. Она отдала подружке 3 карандаша. Сколько карандашей осталось у Маши?
3. Работа над новым материалом.
— Сейчас мы отправимся в школьный буфет. Посмотрите: что продаётся в буфете? (Учитель показывает на наборное полотно, где прикреплены изображения пирожка и рядом ценник — 6 р., стакана сока с ценником — 8 р., стакана чая по цене 4 р., конфеты по 5 р. за штуку, яблока по цене 7 р.)
— На продуктах обозначена цена. Назовите цену пирожка. (6 р.) Цену стакана сока. (8 р.) И т. д.
— Что показывает цена? (Сколько стоит 1 пирожок, 1 стакан сока и т. д.) Я куплю 2 пирожка. Что обозначает число 2? (Сколько вы купили пирожков.) По-другому говорят: это количество пирожков. Сколько денег я должна заплатить за 2 пирожка? (12 р.) Как узнали? (6 · 2 = 12.) Число, которое мы получили в ответе, — 12 р. — это стоимость пирожков. (Нужно цену умножить на количество.)
По ходу беседы учитель оформляет на доске краткую запись задачи в виде таблицы и заполняет её.
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
Пирожок |
6 р. |
2 шт. |
12 р. |
— Мы записали задачу кратко в виде таблицы. Рассмотрите таблицу. Какие величины в ней записаны? (Цена, количество, стоимость.) Что означает число 6 в этой таблице? (Цену одного пирожка.) Число 2? (Количество пирожков.) Число 12? (Стоимость пирожков.) Запишем решение задачи: 6 · 2 = 12 (р.) и ответ.
Затем два ученика назначаются покупателями. Они по очереди подходят к витрине буфета и покупают некоторое количество товара одного наименования. Учащиеся под руководством учителя составляют задачи про эти покупки, решают их и записывают в таблице. В итоге решения каждой задачи учитель задаёт вопрос: «Как найти стоимость нескольких предметов по известным цене и количеству?» (Нужно цену умножить на количество.)
4. Работа с учебником.
— Откройте учебник и прочитайте это правило на с. 19. (Учащиеся сначала читают правило вслух, а затем повторяют его.)
Упр. 1 —2, с. 20 служат закреплению полученных знаний о величинах цена, количество, стоимость и их взаимосвязи. В ходе фронтальной беседы учащиеся составляют задачи и решают их. Первое упражнение можно выполнить устно (решения записывает только учитель на доске), а второе — письменно.
5. Физкультминутка.
6. Работа с учебником (продолжение).
Упр. 3, с. 20. Это упражнение направлено на повторение правила прибавления числа к сумме и отработку умений находить рациональные способы вычислений. При выполнении подобных упражнений важно воспитывать у учащихся математическую зоркость с тем, чтобы они мгновенно выделяли числа, сумма которых — круглое число. Значения выражений первого столбика можно вычислить на доске и в тетрадях, а оставшиеся выражения предложить для самостоятельной работы по вариантам с последующей проверкой в классе.
Упр. 4, с. 20 учащиеся выполняют самостоятельно.
Упр. 6, с. 21 можно выполнить устно с комментированным ответом с места. Рассуждения учащихся при этом могут быть следующими: «Часы показывают 4 ч 10 мин. Если они спешат на 20 мин, то чтобы узнать верное время, нужно перевести минутную стрелку на 20 мин назад. Получится 50 мин. Значит, сейчас 3 ч 50 мин».
Упр. 8, с. 21. Под руководством учителя учащиеся проводят разбор задачи, составляют на доске и в тетрадях краткую запись, план решения. Решение записывают в тетрадях по действиям с пояснениями.
7. Итог урока.