Математика 5 класс - Поурочные разработки
Случайные события - Случайные события - Дроби
Цель: формировать умение сравнивать и находить шансы наступления событий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
ДМ, тест «Проверь себя сам», с. 58—60.
III. Формирование умений и навыков.
1. Формирование умения различать разного рода события.
1). Какие из следующих событий случайные, достоверные, невозможные:
А: «черепаха научится говорить»;
В: «вода в чайнике, стоящем на плите, закипит»;
С: «ваш день рождения 19 октября»;
D: «вы выиграете, участвуя в лотерее»;
Е: «после пятницы будет суббота»;
F: «на следующей неделе испортится погода»;
G: «вы завтра встретите инопланетянина»;
Н: «когда ты станешь взрослым, тебя изберут президентом »;
I: «сорванный цветок погибнет»;
J: «выпадет красный снег»;
К: «ты кинешь игральный кубик, и выпадет 6 очков».
L: «твоя кошка научится говорить»;
М: «камень, брошенный в воду, утонет»?
2). Приведите несколько ситуаций из жизни, в которых встречаются невозможные и достоверные события.
2. Формирование умения оценивать вероятность наступления несложного случайного события с опорой на свой жизненный опыт и здравый смысл.
1). В непрозрачном пакете лежат 10 красных, 1 зеленая и 2 синие ручки. Даша наугад вынимает из пакета один предмет. Оцените возможность наступления следующих событий:
А: «вытянуть красную ручку»;
В: «вытянуть черную ручку»;
С: «вытянуть ручку»;
D: «вытянуть зеленую ручку»;
Е: «вытянуть карандаш».
Сравните возможность наступления следующих случайных событий, используя для этого выражения «более вероятно», «менее вероятно»:
А: «вытянуть красную ручку ..., чем зеленую»;
В: «вытянуть синюю ручку ..., чем красную»;
С: «вытянуть зеленую ручку ..., чем синюю».
2). Ответьте на вопросы:
а) Подбрасывается монета. Что вероятнее: монета упадет гербом вверх или она упадет гербом вниз?
б) Подбрасываются две монеты. Какое из двух событий более вероятно:
А: «выпадут два «орла»;
В: «на одной монете выпадет «орел», на другой — «решка»?
в) Бросается игральный кубик. Какое событие более вероятно:
А: «число выпавших очков четно»;
В: «число выпавших очков нечетно»?
г) Подбрасываются два игральных кубика. Какое событие более вероятно:
А: «сумма выпавших очков равна 2»;
В: «сумма выпавших очков равна 3»?
3). У, № 862.
Выбор можно сделать с помощью рассуждений. Например, и Даша, и Андрей участвовали в 10 соревнованиях, но у Даши побед больше, т. е. у нее шансов больше. Можно поступить иначе: в каждом случае найти, какую часть составляет число от числа соревнований, в которых ученик принял участие, и сравнить получившиеся дроби 6/10 > 4/10.
4). У, № 864. Шансы велики у Юры и Саши, маловероятно, что победит Георгий или Миша.
3. Формирование умения оценивать шансы наступления интересующего нас случайного события (участие в игре — шансы на победу).
1). Рассмотрите пример 3 из п. 8.7 учебника.
2). У, № 861.
3). Егор и Даша договорились о правилах игры в вертушку.
Если при вращении стрелка остановится на черном поле, то 1 очко получает Даша, если на белом поле, то 1 очко получает Егор. Кто первым наберет 40 очков, тот выиграет.
Выберите вертушки (рис. 160), с которыми: а) у ребят равные шансы выиграть; б) у Даши больше шансов выиграть; в) у Егора больше шансов выиграть.
Рис. 160
IV. Итоги урока.
1. Какие события называются достоверными? невозможными?
2. Как сравниваются шансы наступления событий?
V. Домашнее задание.
У, п. 8.7, № 863, 865.