Математика 5 класс - Поурочные разработки
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания - Сложение и вычитание - Действия с натуральными числами
Цель: продолжить формирование навыка нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. У, № 192.
2. Арифметическая минутка. РТ, часть 1, № 53 (б, в).
III. Актуализация знаний.
Оборудование: магнитная доска, карточки с названиями компонентов при сложении и вычитании, знаками «+», «—», «=».
1. Как называются числа при сложении?
2. Как они связаны между собой?
3. Как называются числа при вычитании?
4. Как они связаны между собой?
Учащиеся составляют опорные схемы.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Найдите неизвестное число:
а) х - 24 = 96; б) 2045 - л: = 15; в) х + 213 = 657.
Для решения использовать правила, основанные на зависимости между компонентами арифметических действий.
2. Познакомить учащихся с приемом использования «маленького примера».
Найдите неизвестное число:
а) 131 - х = 86; б) а - 34 = 75; в) 68 - b = 17.
Воспользуемся «маленьким примером»:
3. Двое учащихся решают у доски, остальные — самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой. Найдите неизвестное число:
Вариант 1
749 + а = 1658.
906 - а = 187.
Вариант .
1000 - x = 548.
181 + х = 279.
4. Игра «Эстафета». Сначала выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом, и т. д. Окончательный ответ, записанный на листочке, учащийся показывает учителю.
1) Найдите неизвестное число: 17 - х = 12.
2) Найдите х, если 13 + х = 17.
3) При каком х выполняется равенство х : 2 = 32?
4) Найдите неизвестное число: 75 - х = 72.
5) Найдите х, если 3 - х = 1.
Ответ: 64.
Учащийся, успешно справившийся с эстафетой, рассказывает классу, как он это сделал.
5. Какое число задумано, если к задуманному числу прибавили 15, а затем еще 24 и получили 76?
Условие задачи можно представить в виде схемы (рис. 50) и затем вписать в каждую рамочку получившиеся числа.
Рис. 50
Физкультминутка «Мягкая посадка»
22-5; 12 + 9; 14-7; 18 + 5; 14+19; 60-18; 18+18; 30-25; 27 + 37; 33 - 18; 42 - 37; 61 - 15; 52-26; 34-8; 27-9; 17 + 5; 50-32; 17 + 47; 34-25; 60-54; 24+19; 16 + 45; 23-17; 72-56.
V. Итог урока.
С каким приемом нахождения неизвестного числа вы познакомились?
VI. Домашнее задание.
У, № 195 (в, г, ж), 208, 209, 211.
VII. Закрепление. Проверочная работа. ДМ, П-5.