Поурочные разработки по Математике 6 класс
Основное свойство дроби - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.
Информация для учителя
Основное свойство дроби используется:
1) при сокращении дробей, то есть когда данную дробь заменяют равной ей дробью с меньшим числителем и знаменателем;
2) при приведении дробей к новому знаменателю, то есть когда данную дробь заменяют равной ей дробью, знаменатель которой делится на знаменатель данной дроби.
ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ДРОБИ (2 ч)
Урок 21. Основное свойство дроби
Цели: ввести понятие основного свойства дроби; учить применять основное свойство дроби; формировать навык нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
1. Ознакомить учащихся с результатами контрольной работы.
2. Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
III. Устный счет
1. Прочитайте числа:
(Дробь, числитель которой а, а знаменатель с.)
— Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
— Что показывает знаменатель дроби? (На сколько равных частей разделили целое.)
— Что показывает числитель дроби? (Сколько таких равных частей взяли.)
2. Переведите дроби в неправильную дробь:
— На какие группы можно разделить данные числа? (Дробные — обыкновенные и десятичные дроби; натуральные; число нуль.)
3. Расскажите, как получаются дроби:
(Целое разделили на 10 равных частей и взяли 7 таких частей; целое раздели на b равных частей и взяли а таких частей.)
— Какие значения могут принимать а и b? (а — любое натуральное число или нуль, b — любое натуральное число.)
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня мы познакомимся с основным свойством дроби и научимся его применять. А знаете, в каком веке в русском языке появилось слово «дробь»? (В VIII веке.)
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа (устно).
— Найдите наибольший общий делитель числителя и знаменателя дробей:
— Давайте вспомним, когда и как возникают дроби. У людей с древних времен появилась необходимость измерять время, расстояния, площади, углы и другие величины. Потребность в более точном измерении привела к тому, что используемые единицы измерения стали делить на части. А это привело к появлению дробей.
Дроби образуются:
1) в результате деления предмета (единицы или целого) на равные части;
2) при измерении величин, когда единица измерения не укладывается целое число раз в измеряемом объекте;
3) при делении натуральных чисел.
2. Работа над новой темой.
— Прочитайте в учебнике на стр. 34 § 8.
— На сколько равных частей разделили круг сначала? (На 4 части.)
— Сколько частей закрасили? (3 части.)
— На сколько равных частей потом разделили четвертую часть круга? (На 5 частей.)
— На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 20 частей.)
— Сколько частей в трех закрашенных четвертях круга? (9 частей.)
— Прочитайте основное свойство дроби.
— Запишем в тетрадь:
где с — натуральное число;
где d — натуральное число и d — общий делитель а и b.
Определение. Равные дроби — различные обозначения одного и того же числа:
— Приведите примеры равных дробей. (Записать на доске.)
3. Работа с учебником.
— Прочитайте текст в учебнике на стр. 35 под рубрикой «Говори правильно».
— Прочитайте равенство двух дробей, записанных на доске, разными способами.
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
1. № 233 (1) стр. 37 (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу. Зная расстояние и скорость, что можно найти? (Время.)
— Зная весь путь и расстояние, которое прошли до привала, что можно найти? (Путь, который пройдут школьники после привала.)
— Зная расстояние, которое проедут школьники со скоростью 15,3 км/ч, что можно найти? (Время на путь после привала.)
— Как найти, сколько времени школьники были в походе? (Сложить время до привала, время после привала и время, затраченное на привал.)
Решение:
1) 48,6 : 12,15 = 4 (ч) — было в пути до привала.
2) 79,2 — 48,6 = 30,6 (км) — проехали после привала.
3) 30,6 : 15,3 = 2 (ч) — были в пути после привала.
4) 4 + 2,5 + 2 = 8,5 (ч) — были в походе.
(Ответ: 8,5 ч.)
2. Решите устно задачу.
Торт разрезали на 8 равных частей. Одну из них разрезали еще на 2 равные части. Какую часть пирога составляет одна маленькая часть? (1/16.)
VIII. Закрепление изученного материала
1. № 211 стр. 35 (устно).
Можно разобрать решение по вопросам вместе с учителем, а можно дать возможность учащимся самостоятельно объяснить, почему дроби равные.
Разбор по вопросам учителя:
— Что обозначает дробь 3/5? (Целое или круг разделили на 5 равных частей и взяли 3 такие части.)
— На сколько равных частей мы потом разделили пятую часть круга? (На 3 части.)
— На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 15 частей.)
— Сколько частей в 3 взятых пятых круга? (9 частей.)
Развернутый ответ учащихся:
Мы круг раздел или на 5 равных частей и закрасили 3 такие части, затем каждую пятую часть круга мы разделили еще на 3 равные части. Тогда весь круг оказался разделенным на 5 · 3 = 15 частей, а в трех пятых круга будет 3 · 3 = 9 таких частей, поэтому
2. Практическая работа.
№ 215 стр. 36 (на доске и в тетрадях).
— Что такое координатный луч?
— Какой вывод можно сделать? (Равные дроби на координатном луче изображаются одной и той же точкой.)
— Прочитайте равенство дробей разными способами.
— Назовите наименьшее и наибольшее из чисел.
3. № 216 стр. 36 (самостоятельно с последующей проверкой, в это время один ученик работает на обратной стороне доски).
— Что можете сказать об этих дробях? (Они равные.)
— Почему? (Мы использовали основное свойство дроби.)
— Как из данных дробей получить равные им дроби? (Умножить или разделить числитель и знаменатель на одно и то же натуральное число.)
— Чем мы воспользовались? (Основным свойством дроби.)
IX. Самостоятельная работа (с последующей проверкой)
а) № 214 стр. 36 (ученики работают цветными карандашами).
Проверка:
— Что обозначают дроби 3/4 и 6/8? (Целое или отрезок разделили на 4 равные части и взяли 3 такие части и второй отрезок такой же длины разделили на 8 равных частей и взяли 6 таких частей.)
— Что можете сказать о цветных частях данных отрезков? (Равны.)
— Что можете сказать о данных дробях? (Дроби равны.)
— Какой вывод можно сделать? (Равные дроби изображаются равными отрезками.)
б) № 217 стр. 36.
— Что применяли при решении? (Основное свойство дроби.)
X. Закрепление изученного материала
1. Не выполняя вычислений, объясните, почему возведение в квадрат выполнено неверно:
а) 732 = 499; б) 262 = 9006; в) 542 = 2508; г) 1052 = 1025.
Решение:
Выполним прикидку:
а) 702 = 4900 , 499 < 4900;
б) 302 = 900, 900 < 9006;
в) 42 = 16, а в числе 2508 последняя цифра 8;
г) 1002 = 10 000, 1025 < 10 000.
2. № 230 (а) стр. 37 (самостоятельно с последующей самопроверкой).
Лучше записывать в виде произведения степеней.
— Что значит разложить число на простые множители?
Решение:
3. Устно найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел: 50 и 60; 15 и 45; 3 и 15; 5 и 11; 6 и 8; 15 и 12.
XI. Подведение итогов урока
— Сформулируйте основное свойство дроби.
— Чем являются равные дроби? (Различными записями одного и того же числа).
Домашнее задание
Учебник, стр. 35 (прочитать текст под рубрикой «Говори правильно»), № 207 стр. 33, № 221 (а, б) стр. 36, № 239 (а), 240 (а, в), 241 (а) стр. 38.
Дополнительный материал
Шутка
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха. Отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы - не меньше 100. Минус еще 100 дней. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 183 дня минус. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня. Остается всего 5 дней. Многому ли тут можно научиться?