Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Отражение звука. Звуковой резонанс - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
Цель урока. Закрепить знания учащихся о звуковых волнах; ввести понятия: “эхо”, “звуковой резонанс”; научить решать расчетные и качественные задачи на звуковые волны.
Демонстрации. Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс (по рис. 84 учебника).
Содержание опроса. 1. Может ли звук распространяться в газах, жидкостях и твердых телах? Приведите примеры. 2. Какую волну — продольную или поперечную — представляет собой звук, распространяющийся в воздухе; в воде? 3. Какие тела — упругие или пористые — лучше проводят звук? Приведите примеры. 4. Чему равна скорость звука в воздухе? От чего она зависит?
Содержание нового материала. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Закрепление материала. Вопросы после § 33. Решение задач 1846, 1861 из Сборника.
Домашнее задание. § 33. Раздел “Итоги главы”.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы после параграфа.
Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению звукового резонанса, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать творческую инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения распространения звуковых колебаний в разных средах; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа; применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач.
Частные предметные: объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты; уметь объяснять принцип действия рупора; применять полученные знания в повседневной жизни.
Методические замечания
Понятие “эхо” вводится на основании опыта по рисунку 81 учебника. Следует обратить внимание учащихся на то, что эхо слышно лишь в том случае, когда отраженный звук воспринимается отдельно от произнесенного. Для этого нужно, чтобы промежуток времени между воздействием этих двух звуков на барабанную перепонку уха составлял не менее 0,06 с. Объяснить принцип действия рупора (по рис. 82 учебника).
Вспомнить понятие “механический резонанс”. Рассмотреть пример механического резонанса (по рис. 83 учебника). Затем продемонстрировать явление звукового резонанса с помощью двух камертонов одинаковой частоты (по рис. 84 учебника). Рассмотреть, что выполняет роль резонаторов в различных музыкальных инструментах и от чего зависит тембр звука, издаваемого музыкальным инструментом. Вспомнить о голосовом аппарате человека, его устройстве.
В качестве дополнительного материала по теме “Звуковой резонанс” можно привести следующее. В какой бы компании ни появилась знаменитая английская певица Виктория Элиот, ее всегда просят спеть. Певица отказывается, отнекивается, но она одна, а почитателей много. Приходится петь. Виктория встает, складывает руки, и в зале звучит ее знаменитое сопрано. Но странное дело: неожиданно начинают дрожать канделябры, вибрируют бокалы на белоснежных скатертях. А когда певица берет верхнее “си”, раздается звон лопнувшего хрусталя и на скатерть выливается вино. Певица может придать своему голосу такую частоту, которая совпадает с частотой вибрации хрустальных бокалов. И тогда наступает резонанс, и хрусталь крошится. Могли разбивать стекло звуками своего голоса и прославленные теноры Карузо и Мельба.
В конце урока (или в начале следующего урока) можно провести проверочную работу, используя варианты ТС-8 “Механические волны. Звук” из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон), рассчитанную на 10—15 мин.