Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Магнитное поле - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Цель урока. Напомнить понятие “магнитное поле”; познакомить учащихся с источниками магнитного поля и видами магнитного поля: однородное и неоднородное; научить графически изображать магнитное поле.
Демонстрации. Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов.
Содержание опроса. 1. Что такое эхо и какова причина его образования? 2. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате? 3. Как можно улучшить звуковые свойства большого зала? 4. Объясните принцип действия рупора. Почему при использовании рупора звук распространяется на большее расстояние? 5. Приведите примеры проявления звукового резонанса. 6. Каково назначение резонаторов, применяемых в музыкальных инструментах? 7. Что является источником голоса человека?
Содержание нового материала. Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля.
Закрепление материала. Вопросы после § 34. Решение задач 1877, 1878 из Сборника.
Домашнее задание. § 34. Упражнение 31.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при выдвижении гипотез о причинах существования магнитного поля вокруг постоянного магнита и изучить гипотезу Ампера; развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы после параграфа.
Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению магнитного поля, его источников и видов: однородного и неоднородного, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать творческую инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения спектров магнитных полей с помощью железных опилок; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа; применять полученные знания при решении качественных задач.
Частные предметные: объяснять наблюдаемые опыты по поведению магнитной стрелки в магнитном поле проводника с током; делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении магнитного поля с удалением от проводника с током; изображать графически магнитное поле постоянного полосового магнита, прямого проводника с током, соленоида; применять полученные знания в повседневной жизни.
Методические замечания
Изложение нового материала можно начать с повторения классического опыта Эрстеда. Связь между электрическим и магнитным полем открыл известный датский ученый Эрстед в 1820 г. И, как это нередко случается, Эрстеду приписывается открытие, которого он, строго говоря, не сделал. Дело было так. Читая 15 февраля 1820 г. студентам Копенгагенского университета лекцию по физике, профессор Эрстед производил некоторые опыты с электричеством. Около одного из проводников, по которому протекал ток, случайно оказался компас. Один из любопытных студентов, заглянув в компас, с удивлением заметил, что при включении тока стрелка поворачивается. Недоумевающий студент сообщил об этом Эрстеду. Эрстед объяснил поворот стрелки компаса протеканием тока по проводнику и с этого дня стал считаться человеком, открывшим связь электричества и магнетизма.
Затем вспомнить определение электрического тока. Сделать выводы об источниках магнитного поля. Напомнить гипотезу Ампера, что намагниченность постоянных магнитов объясняется элементарными токами, циркулирующими внутри атомов (по рис. 85 учебника). Дать наглядное представление магнитного поля с помощью магнитных линий (по рис. 86 учебника). Записать определение магнитных линий. Рассмотреть рисунок 87 учебника и прийти к выводу, что по картине магнитных линий магнитного поля можно судить не только о направлении, но и о величине магнитного поля. Рассмотреть на рисунке 88 учебника картину линий магнитного поля постоянного полосового магнита и сделать вывод: магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный полюс; внутри магнита они направлены от южного полюса к северному; магнитные линии замкнуты (не имеют ни начала, ни конца). Затем продемонстрировать однородное и неоднородное магнитные поля; записать определения. Рассмотреть картину линий магнитного поля, созданного прямолинейным проводником с током и соленоидом (рис. 89, 90 учебника). Объяснить графическое изображение линий магнитного поля, направленных перпендикулярно плоскости чертежа (по рис. 91 учебника).